Индейка, Зады, Едет, Пьяново, Неудачино — в Сибири среди тысяч названий сел и деревень попадаются те, что вызывают улыбку и удивление. Непосвященным можно только гадать о происхождении подобных наименований. Специалисты рассказали Sibnet.ru об истории необычных топонимов и попытках местных жителей их изменить.
Около 170 тысяч населенных пунктов насчитывают в России. Самое распространенное название — Александровка, их в стране 329. Имена поселкам в основном дают по имени первых поселенцев, производственной деятельности, географическим особенностям местности.
Огурцы в Красноярском крае, Облепиха в Иркутской области, Сыры в Хакасии — такие гастрономические названия нанесены на карты. В Новосибирской области есть деревни Витаминка и Колбаса.
«Нашу деревню основали переселенцы из Белоруссии в конце XIX века, они приехали из поселения с таким названием и привезли его с собой. А почему там так назвали — неизвестно», — рассказала специалист администрации Колбасинского сельсовета Елена Буко.
Белка и Лисица из Томской области, Маральи Рожки, естественно, с Алтая, Караси и Мураши из Новосибирской области, Индейка в Омской области – некоторые представители фауны в топонимике населенных пунктов.
В Республике Алтай есть село с названием Киска, но исторически к кошачьим оно отношения не имеет. Несколько лет назад старожилы деревни рассказали местным СМИ, что раньше село называлось Абакоково. В нем жил человек по фамилии Кискин, который чем-то прославился, что в его честь назвали речку и переименовали село.
В администрации Калачинского района коротко сказали, что село Индейка получило свое имя, так как здесь выращивали и выращивают эту птицу. Индейкой поселение стало в 90-е годы, когда реорганизовали совхоз «Березовский», а раньше здесь был колхоз с трудным названием «Военкоопхоз».
Различные степени алкогольного опьянения — еще один ряд веселых топонимов: Зюзя в Новосибирской области, Хмелевка в Томской, в Кемеровской — Хмелево и Пьяново. История появления последнего названия точно известна краеведам.
«В 1914 году от банного угара умер купец Степан Пьянков. Сам он жил в селе Красное, а рядом, на месте современного Пьянково, он организовал заимку с пасекой и конями, которую назвали Пьянкова заимка», — восстановил историю возникновения названия бывший глава Пьянково, краевед Александр Крамер.
К семьям пчеловода и пасечника подселялись другие и стали называть поселение Пьянова заимка, так было для слуха жителей благозвучнее.
Затем слово «заимка» отпало и осталось просто Пьяново.
Свидетельства коммунистического прошлого и его идей отражены в топонимах Сибири, и многие сейчас воспринимают их как что-то необычное. В Кемеровской области остались Красные Орлы и Наша Родина, в Омской области — Вперед, в Алтайском крае — Пионер Труда и Серп и Молот.
Глава администрации Хабарского района, где находится поселок Серп и Молот, Галина Штенько — уроженка этого места. По ее словам, в 1929 году здесь организовали коммуну, ее члены выбрали такое патриотическое название. Сейчас в поселке семь домов и 17 жителей, а в советское время здесь были птичник, маслобойня, свинарник, много покосов, кузница, даже асфальтированные тротуары.
Есть и неожиданные названия — например, село в Хакасии так и называется — Неожиданное. В Алтае есть Ело, а в Красноярском крае — Едет.
«Название Неожиданный — по одной из версий, появилось так: в этом месте охотник неожиданно нашел самородок золота. Это было в 1835 году, с тех пор здесь его добывают», — рассказала заместитель директора Центральной районной библиотеки имени Кильчичакова Аскизского района республики Наталья Самрина.
В Томской области находится деревня Палочка. Известна дата ее появления — 1931 год, когда в регион сослали более 18 тысяч человек из Центральной России. Однако почему спецпереселенцы выбрали такое имя, в местном архиве не смогли выяснить.
Деревня Гуляй-Поле расположена на трассе Омск — Тюмень. Ее назвали так переселенцы с запада России в XVIII веке из-за хорошего природного ландшафта. «Не связано, как можно подумать, с батькой Махно. Такая панорама открывается веселая. Вокруг деревья, зелень, домики ухоженные – сразу привлекает», — пояснил глава Зиминского сельского поселения Михаил Семеко.
Топоним Колыбелька на картах Новосибирской области появился в конце XIX века. Его с собой привезли крестьяне, которые жили на речке Колыбельке, впадающей в Дон. «Наше село расположена между двух озер, как в блюдце, потому и Колыбелька», — описала поселок глава Колыбельского сельсовета Ирина Долгополова.
В Чулымском районе Новосибирской области есть села Кабинетное и Секты. Кабинетное получило название благодаря указам Николая II, который наделил царскими землями вдоль Транссибирской магистрали чиновников.
Название Секты надо произносить с ударением на последний слог. «Старожилы рассказывали, что раньше в этой деревне была большая церковь, где собирались представители разных течений — потому секты», — сообщила бывшая глава Кабинетного сельсовета Галина Шалонько.
Селение Киберспасск расположено в Омской области. Ее основали коми-зыряне из села Кибра. Поселки Хохотуй из Забайкальского края и Зады из Иркутской области тоже смешно звучат и тоже имеют национальные корни.
Согласно бытующим версиям, Хохотуй происходит от старобурятского «хогот», что значит «береза», или «хокто» — «дорого».
Зады – также бурятское слово, должно произноситься как Задэ. Так назывался священный камень, по легендам, способный вызывать бурю и ветер со снегом. Сейчас название интерпретируют по прямому значению.
Жители поселков с оригинальными названиями привыкают к ним, не чувствуют чего-то необычного и не хотят переименований. Только в 2005 году в селе Лохово в Иркутской области группа активистов заявляла, что название неблагозвучно и надо его менять, но большинство выступило за сохранение исторического названия по фамилии основателя.
Мысли о переименовании были и у жителей села Неудачино в Новосибирской области. Топоним также связан с фамилией хозяина земли купца Неудачина, у которого купили земли немцы-переселенцы, приехавшие на плодородные сибирские земли.
«Было желание изменить название в 1992 году. Тогда село входило в совхоз «Первомайский». Было собрание, где поднимали вопрос об отделении. Но потом решили, что не надо, потому что живем хорошо, чтобы не сглазить. Неудачино осталось в памяти людей, одно время же это был колхоз имени Тельмана», — рассказала специалист местной администрации.
«Я придерживаюсь теории, что смешное — это то, что человек не может объяснить. То, что нелогично, собственно и смешно, просто иногда это сильно нелогично, а иногда несильно. В этом смысле Колбаса – хорошее, смешное название. Или никто не ожидает, что будет название, связанное с тем, что обычно не говорят. Например, бухать — не общепринятое действие», — раскрыл природу смешных названий известный кавээнщик Владимир Дуда.
Его поддерживает и сотрудник музея города Новосибирска, краевед Константин Голодяев: «Я думаю, что некоторые из смешных и необычных топонимов возникли благодаря острому языку наших жителей, которые, чтобы внести положительную струю в обыденность, называли какой-нибудь хутор шутейно, а потом шутка фиксировалась реальным административным названием».