Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

"Елена": виагра как орудие убийства

26.09.2011 14:10 Рецензии

Не вздумайте смотреть новый фильм Андрея Звягинцева "Елена". Он не для вас, если вы привыкли мыслить, как все. Не смотрите, вам будет скучно: длинные планы, бесконечные зоны молчания, примитивное расслоение на бедных и богатых. Не смотрите,  даже если вас интересует механизм воздействия виагры на слабое сердце.

Новосибирец Андрей Звягинцев, живя с нами бок о бок, звезд с неба не хватал. А уехав в столицу, сделался культовым режиссером. Но родину не забыл и по традиции каждую свою работу  перед выпуском в прокат показывает в Новосибирске. Вот и третий полнометражный фильм "Елена" представил в кинотеатре "Победа" 21 сентября, собрав невиданный переаншлаг. До этого лента успела стать призером 64-го каннского фестиваля в номинации "Особый взгляд", а также собрать коллекцию призов на ряде российских и зарубежных показов. 

 

Критики уже успели определить, что в "Елене" Андрей Звягинцев сделал шаг от метафизического кинематографа к социальной драме. Что едва ли не первым показал трагедию классового расслоения, ведущую к преступлению. И что проблематика "Елены" более чем узнаваема: "проклятый квартирный вопрос, откос от армии, непонимание между воспитанными в СССР родителями и рожденными после распада империи детьми".

 

Вообще-то все три картины, "Возвращение", "Изгнание" и "Елена", несмотря на непохожесть языка, по сути, об одном. О распадении семьи, которую принято считать ячейкой общества. Но, в отличие от создателей семейных драм и мелодрам, Звягинцев всегда идет по вертикали – к распадению души человеческой, туда, где за передрягами отдельной семьи открываются проблемы  экзистенциальные. 

 

На пресс-конфереции в Новосибирске он заявил, что  не склонен расставлять акценты. Однако акценты в "Елене" расставлены столь определенно, что не остается сомнений в вынесенном приговоре. Дело здесь не в богатых и бедных и не в борьбе за выживание. Дело в том, что между финансовой и духовной нищетой прямая взаимосвязь.  И еще дело в том, что можно оправдать мать, решившуюся на убийство ради спасения своих детей. Но возможно ли оправдать мать, подсыпавшую мужу смертельную дозу виагры, чтобы наследство досталось ее дегеративному потомству?

 

Заглавная героиня фильма – не та прекрасная Елена, из-за которой придумали троянского коня и разрушили земли. Елена – внешне возвышенная, снулая, стертая, тупая до безобразия. За душой – ни гроша, ни чего другого. Исправно отдает пенсию сыну-тунеядцу от первого брака, сама живет на  полном довольствии у мужа. Она ему за это – порядок в апартаментах и тело под виагру. Считает, что это любовь. 

Эта валькирия, (как назвал ее сам Звягинцев в более интеллектуальной, чем на н-ской прессухе, беседе) сама разрушит то, что ей не принадлежит. А пока раз за разом добирается длинной и серой, как и вся ее жизнь, дорогой в спальный район к родственникам. Идеальная мать, не правда ли? И нарастает лейтмотив фильма, тревожный, страшный, рвущий сердце, рожденный из звука лопнувшей струны…


 "Особый взгляд" – это даже не социальный контраст, выверенный создателями фильма до мельчайшей детали.  "Особый взгляд" – это развенчивание клише, которыми мы привыкли прикрываться, чтобы скрыть свою интеллектуальную  убогость. Нам удобно жить в определенной системе ценностей, навязанной  или предложенной кем-то – есть истины, которые не обсуждаются. Десять заповедей – первый нравственный закон. Великий советский народ победил в великой отечественной войне. Материнская любовь священна. Зов крови превыше всего. Бедный, зато честный. Ну и так далее. В литературе, пожалуй, только Улицкая, отказываясь от своего прежнего сентиментализма, решилась показать обратную сторону так называемой гуманности. Она безбожно издевается над привычными чувствами и установками, убеждая: не надо быть милосердным к кому попало;  духовное родство выше кровного ("Казус Кукоцкого", "Искренне ваш Шурик"). В кинематографе Звягинцев первый честно, точно и беспощадно  называет вещи своими именами – не столько вещи, сколько людей, их породивших. 

 

Материнство по Звягинцеву (такое, на какое способна Елена) – это сила тупого животного инстинкта, напрочь задавившего зачатки интеллекта. Никто никого не любит, не любил и не полюбит. Никто не хочет работать, никто не хочет учиться, никто не хочет думать, развиваться, расти, стремиться, постигать. Самое простое – плодиться и размножаться. Зато – священный зов крови.


Дочь бизнесмена Катя – та еще оторва.  Зато честна. Даже находясь в палате смертельно больного отца, не утруждает себя смягчением красок: 

– Безответственность – плодить себе подобных.   

 

Какой цинизм, не правда ли? А далее происходит вот что.


– Мы снова беременны, – сообщает маме сынок (это уже третий раз, и опять – случайно).

– Какое счастье, – отвечает по инерции мама (только что она отравила мужа и привезла деньги, чтобы отмазать старшего внука от армии). 

– Аборт не пыталась делать, милая? – интересуются в зале.

Да ну, какой аборт. Мы же прозомбированы поповским плакатом "Мама, не убивай меня!". 


И тут гаснет свет. Во всей квартире. Во всем подъезде. Во всем мире. Потому что дальше некуда. 

Однако есть куда. Люмпенское семейство отравительницы переселяется в квартиру умершего.Жисть продолжается – не жизнь, а жисть, жесть, подобие жизни, быдловское блядование на новой территории, но с тем же пивом и фисташками. Под  то же завывание мерзопакостных телепередач типа "Давай поженимся", от которых здорового человека воротит, но где тут у нас здоровые.  "Елена Анатольевна, вам помочь?", – выжимает из себя  невестка, которая уверена, что все ей полагается и так, без посредничества Елены Анатольевны. Пришьют старушку, ей богу пришьют. Вот немного пообживутся – и пришьют. 

 

"Елена" в Новосибирске

"Елена" в Иркутске

"Елена" в Омске


Новосибирец Андрей Звягинцев, живя с нами бок о бок, звезд с неба не хватал. А уехав в столицу, сделался культовым режиссером. Но родину не забыл и по традиции каждую свою работу  перед выпуском в прокат показывает в Новосибирске. Вот и третий полнометражный фильм "Елена" представил в кинотеатре "Победа" 21 сентября, собрав невиданный переаншлаг. До этого лента успела стать призером 64-го каннского фестиваля в номинации "Особый взгляд", а также собрать коллекцию призов на ряде российских и зарубежных показов. 
Критики уже успели определить, что в "Елене" Андрей Звягинцев сделал шаг от метафизического кинематографа к социальной драме. Что едва ли не первым показал трагедию классового расслоения, ведущую к преступлению. И что проблематика "Елены" более чем узнаваема: "проклятый квартирный вопрос, откос от армии, непонимание между воспитанными в СССР родителями и рожденными после распада империи детьми".
Вообще-то все три картины, "Возвращение", "Изгнание" и "Елена", несмотря на непохожесть языка, по сути, об одном. О распадении семьи, которую принято считать ячейкой общества. Но, в отличие от создателей семейных драм и мелодрам, Звягинцев всегда идет по вертикали – к распадению души человеческой, туда, где за передрягами отдельной семьи открываются проблемы  экзистенциальные. 
На пресс-конфереции в Новосибирске он заявил, что  не склонен расставлять акценты. Однако акценты в "Елене" расставлены столь определенно, что не остается сомнений в вынесенном приговоре. Дело здесь не в богатых и бедных и не в борьбе за выживание. Дело в том, что между финансовой и духовной нищетой прямая взаимосвязь.  И еще дело в том, что можно оправдать мать, решившуюся на убийство ради спасения своих детей. Но возможно ли оправдать мать, подсыпавшую мужу смертельную дозу виагры, чтобы наследство досталось ее дегеративному потомству?
Заглавная героиня фильма – не та прекрасная Елена, из-за которой придумали троянского коня и разрушили земли. Елена – внешне возвышенная, снулая, стертая, тупая до безобразия. За душой – ни гроша, ни чего другого. Исправно отдает пенсию сыну-тунеядцу, сама живет на  полном довольствии у мужа. Она ему за это – порядок в апартаментах и тело под виагру. Считает, что это любовь. 
Эта валькирия, (как назвал ее сам Звягинцев в более интеллектуальной, чем на н-ской прессухе, беседе) сама разрушит то, что ей не принадлежит. А пока раз за разом добирается длинной и серой, как и вся ее жизнь, дорогой в спальный район к родственникам. Идеальная мать, не правда ли? И нарастает лейтмотив фильма, тревожный, страшный, рвущий сердце, рожденный из звука лопнувшей струны…
 "Особый взгляд" – это даже не социальный контраст, выверенный создателями фильма до мельчайшей детали.  "Особый взгляд" – это развенчивание клише, которыми мы привыкли прикрываться, чтобы скрыть свою интеллектуальную  убогость. Нам удобно жить в определенной системе ценностей, навязанной  или предложенной кем-то – есть истины, которые не обсуждаются. Десять заповедей – первый нравственный закон. Великий советский народ победил в великой отечественной войне. Материнская любовь священна. Зов крови превыше всего. Бедный, зато честный. Ну и так далее. В литературе, пожалуй, только Улицкая, отказываясь от своего прежнего сентиментализма, решилась показать обратную сторону так называемой гуманности. Она безбожно издевается над привычными чувствами и установками, убеждая: не надо быть милосердным к кому попало;  духовное родство выше кровного ("Казус Кукоцкого", "Искренне ваш Шурик"). В кинематографе Звягинцев первый честно, точно и беспощадно  называет вещи своими именами – не столько вещи, сколько людей, их породивших. 
Материнство по Звягинцеву (такое, на какое способна Елена) – это сила тупого животного инстинкта, напрочь задавившего зачатки интеллекта. Никто не хочет работать, никто не хочет учиться, никто не хочет думать, развиваться, расти, стремиться, постигать. Самое простое – плодиться и размножаться. Зато – священный зов крови.
Дочь бизнесмена Катя – та еще оторва.  Зато честна. Даже находясь в палате смертельно больного отца, не утруждает себя смягчением красок: 
– Безответственность – плодить себе подобных.   
Какой цинизм, не правда ли? А далее происходит вот что.
– Мы снова беременны, – сообщает маме сынок (это уже третий раз, и опять – случайно).
– Какое счастье, – отвечает по инерции мама (только что она отравила мужа и привезла деньги, чтобы отмазать старшего внука от армии). 
– Аборт не пыталась делать, милая? – интересуются в зале.
Да ну, какой аборт. Мы же прозомбированы поповским плакатом "Мама, не убивай меня!". 
И тут гаснет свет. Во всей квартире. Во всем подъезде. Во всем мире. Потому что дальше некуда. 
Однако есть куда. Люмпенское семейство отравительницы переселяется в квартиру умершего. Жисть продолжается – не жизнь, а жисть, жесть, подобие жизни, быдловское блядование на новой территории, но с тем же пивом и фисташками. Под  то же завывание мерзопакостных телепередач типо "Давай поженимся", от которых здорового человека воротит, но где тут у нас здоровые.  "Елена Анатольевна, вам помочь?", – выжимает из себя  невестка, которая уверена, что все ей полагается и так, без посредничества Елены Анатольевны. Пришьют старушку, ей богу пришьют. Вот немного пообживутся – и пришьют. 
Яна Колесинская

Другие статьи автора:
25.01.2016 Мертвые души: хором о России
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 16167 | комментариев:28

Комментарии
 

Рыжая Ann: 26.09.2011 14:59

Звягинцев всё же гений. Умничка, что, создавая авторское кино, не делает его непонятным и, прости господи, элитарным. Фильм прокатный - вот, что радует!

 

Мутант: 26.09.2011 15:04

не смотреть так не смотреть

 

pohrendist: 26.09.2011 16:27

Блин, а я повелся - посмотрю... (((

 

Blaziken: 26.09.2011 18:51

И "Возвращение" и "Изгнание" очень глубокие по своему замыслу картины. У Звягинцева все построено на эмоциях: от малейших переживаний, перерастающих в душевную депрессию, от безумной собственнической любви до жгучей ненависти и обиды - настолько яркая гамма, финалом которой будет катарсис - настоящее очищение духа посредством душевных переживаний. Вообще, на работы Звягинцева нужно смотреть шире, не заморачиваясь только на сюжетной линии, переводя параллели с действительностью и, возможно, с собственным жизненным опытом. Режиссер намеренно уходит от морализаторства, каких-то оценок, показывая, что человек, при всем его несовершенстве, еще не потерян для любви. Ведь и в "Изгнании" и в "Возвращении" нет ни положительных, ни отрицательных героев, а есть просто люди, запутавшиеся, страждущие, находящиеся в поиске чего-то важного. А тут в рецензии про Елену - жестко и под дых. Как-то на мой взгляд, однобоко.

 

LeviSerg: 26.09.2011 18:51

"О распадении семьи" - хе хе хе..... о распаде

 

LEY: 26.09.2011 19:25

Яна Колесинская

выберите более учтивую форму выражения в рецензии, с вашим посредственным слогом не стоит принижать умы других читателей, вы все же не гений чтоб так смрадно отзываться о зрителях пример: (Он не для вас, если вы привыкли мыслить, как все) в обращаетесь к зрителю, унижая его я обращусь к вам иначе - если вы хотели выразить тем самым индивидуальность фильма и его автора, то это можно было сделать по-другому не деля людей на быдло и сброд, а постараться выразить свой восторг, плюсы и минусы вашего субъективно - посредственного мнения. пример6 (Не смотрите, даже если вас интересует механизм воздействия виагры на слабое сердце) мне механизм известен и думаю среди пользователей сайта много мед. работников биохимиков и просто начитанных грамотных людей. вы же взяли и унизили их всех. вы не правы и считаю что вам очень стоит извиниться перед читателями.

 

Sian: 26.09.2011 19:42

Спасибо за рецензию =) поддерживаю идею фильма)

 

deem-dj: 26.09.2011 20:36

Перестаньте публиковать рецензии на МОРСе. Они не представляют журналистской ценности. Копируйте их с любого другого сайта, будь то TOTAL DVD, EMPIRE или же КИНОПОИСК.

 

СветланаФролова: 26.09.2011 20:39

deem-dj:мне вдруг любопытно стало: а что такое ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЦЕННОСТЬ, видимо, коллега?)))

 

LeviSerg: 26.09.2011 21:11

Не, правда, никого не смущают "О распадении семьи" и "к распадению души"?

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»
22 февраля в прокат вышел мистический фильм «Вурдалаки». В главных ролях Михаил Пореченков и Константин Крюков.
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»