Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

"Черный лебедь": Торжествующая шизофрения

11.02.2011 11:07 Рецензии

Режиссер "Фонтана" и "Реквиема по мечте" снял сказку о том, что нет ничего страшнее, чем девочка в пуантах, вечно крутящая фуэте.

Американский кинорежиссер, сценарист и продюсер Даррен Аронофски (у которого, кстати, 12 февраля день рождения) вообще-то специализируется на сюрреализме. Каждый его фильм – это развернутая метафора-сон. И каждый зритель, купаясь в этом сне, вылавливает в нем свои собственные представления о мире. И, конечно, о себе.

Поэтому наивно полагать, что "Черный лебедь" – это всего лишь история о балете, балеринах, и хореографах. Впрочем, так же наивно полагать, что произведения Петра Ильича Чайковского посвящены конкретно деревянным игрушкам, спящим принцессам и птицам семейства утиных.

 

Хотя говорят, что как раз "балетные" приняли "Черного лебедя" не слишком радостно – дело в том, что мир балета представлен в нем совсем не таким, каким его представляют большая часть балетоманов. Да и вообще театралов.

 

Камера Мэтью Либатика, одного из лучших современных операторов, открывает зрителю мир, наполненный жесткой дрессурой, потом, кровью и анорексией.

 

В балете – как в спорте, тут не до сантиментов. В мире балета есть один бог – это хореограф. Самое главное для любой балерины – это угодить балетмейстеру (Венсан Кассель). То есть, получить главную партию в балете. Самый-самый главный балет для любой балерины – это как раз "Лебединое озеро". А самые сложные партии – Одетты (принцессы-лебедя) и Одиллии (ее черного двойника). Чтобы получить эти партии, нужно быть не просто лучшей, а САМОЙ лучшей. Для этого необходимо много и упорно трудиться: не жрать торты, а 24 часа в сутки отрабатывать технику, не спать, а крутить фуэте. Попутно отбиваясь от настырных конкуренток. И так до победной премьеры. Но важней всего – полностью избавиться от контроля разума, отпустить тело на свободу, и тогда из скорлупы "белого лебедя" вылупится "черный". "Единственный человек, мешающий тебе, – ты сама. Пора избавиться от этого человека. Отпусти себя", – говорит главной героине Нине ее хореограф. Впрочем, это же самое, он говорил, похоже, не ей одной… "Отпустить себя", кстати, нужно на все четыре стороны. В сектах для "освобождения" часто используют разнообразный секс и наркотики. А в балете к сексу и наркотикам можно добавить бесконечные фуэте, кровавые мозоли и расцарапанную в кровь спину по утрам – как итог стойкого нервного напряжения. Вот и получается, что балетный мир мало чем отличается от секты.

 

Понятно, что при таком жестком графике многие не выдерживают. Причем, сначала не выдерживает тело: труд балерины часто сравнивают с трудом шахтера. Танцовщики практически всю свою жизнь живут с чувством ноющей боли в мышцах, сопровождающей постоянные растяжки. Говорят, некоторые балерины, прежде чем выйти на сцену, глотают обезболивающее, чтобы меньше чувствовать боль – например, если растянешь мышцу или начнется судорога во время спектакля. А потом постепенно сдает психика. И вот тут-то начинается самое интересное…

 

Оказывается, что танцевать главную партию можно даже с кровавой дырой в боку – лишь бы это была ТВОЯ партия. Правда, возникает вопрос – ты ли танцуешь на сцене, или это всего лишь твой инфернальный двойник, который пришел украсть минуты твоей славы из зазеркалья? Да и так ли прекрасен этот, по сути, действительно гадкий утенок? И вообще, для кого и ради чего весь этот цирк? Неужели ради зрительских аплодисментов? Или ради того, чтобы "это понравилось маме"?

 

Дело в том, что молодая талантливая балерина Нина (Натали Портман), конечно же, еще не понимает, что является всего лишь одним из винтиков в спектакле и промежуточным звеном к "пенсионерке" Бэт (Вайнона Райдер) – никому не нужной алкоголичке. Более того, Нина – всего лишь одна из великого множества возможных прим, которые тут же займут ее место, как только Нина получит отставку. А при таких нагрузках, это произойдет очень скоро. Жизненный путь балерины не долог – в тридцать пять лет уже пора на пенсию. Что может ждать балерину на пенсии? Говорят, они осваивают профессии водителей троллейбусов, штукатуров, маляров. Преподают танцы в клубах. В лучшем случае – не в клубах.

 

Кстати, Натали Портман тоже занималась в балетной школе до 12 лет. Идеализировала балет, как многие девочки. Но потом почему-то передумала и окончательно ушла в артистки. А заодно стала дипломированным психологом. И, как мы видим, не прогадала. Теперь у Натали есть "Золотой глобус", возможно, скоро будет "Оскар", в скором будущем – ребенок. А у Нины ничего нет. Хотя нет, вру. Похоже, у Нины прогрессирующая шизофрения… "И на пути у нее – только она сама".

 

Корреспондент MORS'а смотрела фильм в новосибирском кинотеатре "СИНЕМА ПАРК".

 

"Черный лебедь" в кинотеатрах Новосибирска

"Черный лебедь" в кинотеатрах Барнаула

"Черный лебедь" в кинотеатрах Кемерова

"Черный лебедь" в кинотеатрах Новокузнецка

"Черный лебедь" в кинотеатрах Омска

 

Другие статьи автора:
29.02.2016 «ОСКАР 2016»: какой скандал!
25.02.2016 «Гордость и предубеждение и зомби»: девочки по вызову
30.01.2016 Самые ожидаемые фильмы февраля
27.01.2016 «Секретные материалы»: любимые, не возвращайтесь!
11.01.2016 Снежные скульптуры в Новосибирске: моргала выколю!
04.01.2016 «Шерлок:Безобразная невеста»: секс, наркотики, феминизм

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 17878 | комментариев:15

Комментарии
 

rinik11: 11.02.2011 13:29

Чего-то я рецензии не уловил. Или это просто как комментарий?
По поводу фильма: самое скучное и бредовое кино, что я видел за последние два года. Видимо, пытались сделать "серьезный фильм для ценителей искусства". Любителям высокопарной нудятины посвящается.

 

Рыжая Ann: 11.02.2011 14:05

Фильм сильнейший. Как человек, знающий, что такое работа над ролью, скажу - некоторые моменты просто в точку. Ну и Портман - думаю, "Оскара" ей не избежать.

 

sunmary: 11.02.2011 16:50

Видимо я сильно приземленная для таких фильмов.... Всё понятно и красиво, но второй раз смотреть не стала бы

 

Rysya: 12.02.2011 17:48

такие рецензии каждый первый написать может..

 

was600: 12.02.2011 20:41

"Оказывается, что танцевать главную партию можно даже с кровавой дырой..." - я почему то подумал о другом!

 

Frames: 12.02.2011 21:41

Рецензия до Стахеева не дотягивает, нет "зацепа", присутствует спойлер. Хотя первая половина написана явно лучше второй.

Фильм хорош, оператор молодец, картинка отлично передает настроение/атмосферу. Звуки/саундтрек (хотя рука не поднимается так написать) замечательный. Почти нет спецэффектов, что не может не радовать. Нет бессмысленной стрельбы, взрывов, голубых человечков и прочей ерунды.
Пожалуй единственное интересное кино вышедшее в широкий прокат после творения Дэвида Финчера.

 

shanni: 12.02.2011 22:47

Мне понравился фильм, чем зацепил не пойму, а это для меня главное!!) Портман- умница, "выстрадала" Оскар)(я думаю)!! Ну а то, что Аранофски- шизофреник с кучей проблем(о которых он, собственно, и рассказывает) это я ещё после "Реквиема" поняла!! Финчеру Оскар за фильм:рр

 

Catail: 12.02.2011 23:13

Фильм очень понравился, в отличии от "Реквиема по мечте", того же Аронофски.

 

infiniti_stas: 13.02.2011 21:32

фильм понравился, он немного глубже чем хочет массовый зритель..
действительно для достижения сомнительных целей человек изменяется настолько(изменяется безвозвратно),что самому становится страшно,но ..... поздно

 

LizaNikolaeva: 13.02.2011 22:22

фильм отличный
но не для масс

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»
22 февраля в прокат вышел мистический фильм «Вурдалаки». В главных ролях Михаил Пореченков и Константин Крюков.
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»