Народный корреспондент MORS'а представил свое альтернативное видение проблематики фильма Джеймса Кэмерона "Аватар".
Когда-то давно я, будучи обыкновенным постсоветским ребенком с еще не до конца сформировавшейся системой ценностей, очень любил читать авторские предисловия советских переводчиков к тем немногочисленным научно-фантастическим произведениям иностранных авторов, что время от времени публиковались в Советском Союзе.
С самим содержанием научно-фантастических романов я знакомиться не очень-то спешил. Чтение длинных занудных текстов мне казалось излишне скучным занятием. Было довольно забавно почитать социалистически ориентированный творческий пересказ произведения, где переводчик-рецензент брал на себя смелость утверждать, что содержащаяся в романе сюжетная линия о героической борьбе красноголовых ящероподобных гуманоидов с какой-нибудь Альфа-Омеги и яйцеголовых захватчиков с Альфа Центавра является не просто художественным описанием войны двух не похожих рас, а художественным воплощением личного протеста автора против звериной сущности капитализма.
Временами сильно раздражал излишне морализаторский тон таких творческих оценок чужих произведений. Жгучее желание рецензентов лишний раз отозваться о нравственном кризисе, переживаемом в настоящий момент в странах Запада, абсолютно диссонировал с моим внутренним стремлением поскорее приобщиться к таким фундаментальным и незыблемым основам западной цивилизации, как "Макдональдс", жвачка и "Кока-кола".
"Кока-кола" и духовный кризис потребительского мышления казались мне тогда понятиями, не имеющими ничего общего. Более того, само существование в нашем мире таких чудесных благ цивилизации, как "Макдональдс", и прочих потребительских "ништяков" могло оправдать зло, которое несет всеобщая глобализация. Но это было давно. С тех пор прошло много лет.
Сюжетная линия, повествующая об одном крутом морском пехотинце, самоотверженно защищающем мирных местных аборигенов от злых и жестоких агрессоров, в мировом кинематографе встречается не впервые. Раньше в Голливуде такие фильмы снимали десятками. Особенно в 80-ые годы. В качестве примеров можно привести "Рэмбо 3" с Сильвестром Сталлоне и "Красный скорпион" с Дольфом Лундгреном.
В Советском Союзе фантастику как жанр искусства, наиболее сложно поддающийся тотальному цензу, не очень жаловали. Поэтому снимали ее неохотно. Зато отечественные писатели-фантасты изводили тонны бумаги, описывая в мельчайших подробностях приключения отважных потомков покорителей Байкало-Амурской магистрали на бескрайних просторах вселенной. В них коренное население еще не успело познать все радости социалистического строя, но благодаря комсомольцам-добровольцам с межзвездных звездолетов "В.И. Ленин" и "1000 лет завоеваниям Октября" все-таки избавлялось от тяжких пут капиталистического гнета и начинало жить счастливо.
У всех этих историй кроме неизменного хеппи-энда была еще одна общая черта. Заключалась она в следующем: в произведении с помощью ярких и запоминающихся образов автор пытался продемонстрировать жестокость и бесчеловечность враждебной цивилизации, ошибочность и неправильность чужого мышления. Люди "своего" мира (мира, к которому принадлежал автор), согласно сюжету, всегда обладали особой пассионарностью, что выделяло их на фоне других – "непросветленных" – героев, которые следовали за своим "спасителем" и внимали всем его словам и поступкам.
После просмотра таких фильмов и прочтения таких книг простой обыватель должен был лишний раз убедиться в торжестве и превосходстве господствующего в его среде образа мышления, в совершенстве окружающего его мира. Попутно немного пособолезновав тем неразумным дикарям, что еще не успели разделять с ним сладкий вкус познания "истинных ценностей".
Войны, являющиеся по сути истреблением народов и культур с целью присвоения более сильной цивилизацией жизненного пространства дикарей, все же никогда не воспринимались людьми как обыкновенный бизнес. Попытка вооруженного вторжения одного государства в пределы другого всегда подкреплялась особой мифологизацией, и вооруженная агрессия приобретала мистический оттенок битвы за фундаментальные основы человеческой цивилизации. Так было и со Средневековыми крестовыми походами, и с Гитлеровским наступлением.
У любого потенциального пушечного мяса, отправляющегося на очередную бойню за возможность сильных мира сего набивать свои закрома золотом, в недрах сознания должна была зреть мысль, что он отправляется убивать других людей не ради чьей-то наживы, а ради светлого образа той неземной идеи, которая дает стимул жить и стимул умирать. Иначе грань, отделяющая в сознании солдата светлый образ спасителя своей цивилизации от образа обыкновенного убийцы и преступника, могла исчезнуть совсем. А из убийцы и преступника отличного солдата не получится. Преступник жертвовать своей жизнью ради других не будет. Мертвецу деньги не нужны.
В прежние времена это понимали, в связи с чем всегда уделяли большое внимание идейно-нравственному воспитанию будущих "спасителей фундаментальных основ цивилизации". Именно поэтому все рыцарские ордена одновременно были и монашескими орденами, члены которых подвергались глубокой идеологической обработке.
Но в наш "просвещенный" век всеобщей толерантности, свободы совести, войны уже перестали обладать ненужным символизмом. Власть имущие уже не стесняются того, что в глазах общественности любая война предстает обыкновенным бизнесом.
Осознание суровых и жестоких реалий действительности, по идее, должно взрывать общественное сознание, заставлять людей выходить на улицы и протестовать против таких форм ведения бизнеса. Но ничего подобного не происходит. Мысль о том, что в наши дни кассетные бомбы могут сыпаться на головы мирных граждан, проживающих в другой стране, не потому что население этой страны может представлять какую-то опасность христианской цивилизации или всему западному миру, а только потому, что живет на интересующих агрессоров природных богатствах, в наше время перестала кого-либо пугать.
Налицо тот самый нравственный кризис потребительского мышления западной цивилизации, на который любили указывать в предисловиях советские переводчики западных текстов.
Своеобразным приговором такому бездуховному, безыдейному обществу и является последний фильм режиссера Джеймса Кэмерона "Аватар". А его финальные кадры, где сама планета Пандора восставала против бездуховных землян захватчиков, довершают режиссерскую мысль.
Абсолютной нелепицей на этом фоне выглядит финальный вопрос полковника Майлза, обращенный к синей личине бывшего морпеха Джейка Салли: "Каково быть предателем?". Именно в этот момент понимаешь, что никаким предателем Салли быть не может. Разве он предавал свою страну, своих друзей, свою любовь? Нет. Просто, выбирая между правом существования самобытного мирного инопланетного народа На'Ви и алчными интересами земных ублюдков, он выбрал первое.
Впрочем, задуматься над фильмом может не только американская аудитория. Русским исконно-посконным патриотам тоже есть над чем поразмыслить. Сколько малых народов Сибири и Дальнего Востока фактически исчезло в результате русской экспансии на восток? Подобно На'Ви, они с большим почетом и уважением относились к населяющим их землю животным и прочим живым существам. Одухотворяли их и никогда не убивали больше, чем нужно было для пропитания. Но потом на их землю приходили русские промысловики, пренебрежительно относившиеся к местным суевериям, которые в своей Библии прочитали, что любое животное создано их Богом для служения человеку и не может значить больше, чем просто ценный мех и вкусное мясо. В результате местные животные практически полностью исчезали, а маленький народ лишался традиционных источников промысла, что автоматически приближало его к грани полного исчезновения.
Приглашаем всех, кто видит в себе творческий потенциал, становиться нашими "народными" авторами. Пробы пера можно слать на почту mors@support.sibnet.ru либо добавлять в раздел профиля "Мои материалы".
Читайте также:
Рецензия Ильи Стахеева на фильм "Аватар"
Джеймс Кэмерон и Сэм Уортингтон об "Аватаре"
СМОТРЕТЬ "АВАТАР":
"Аватар" в кинотеатрах Новосибирска.
"Аватар" в кинотеатрах Барнаула.
"Аватар" в кинотеатрах Кемерова.
"Аватар" в кинотеатрах Новокузнецка.
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 20787 | комментариев:46
hard.70: 22.12.2009 19:20
Вот это рецензия, глубоко копнул! Просматривая фильм, думай о бородатых геологах отнимающих жизненное пространство у бедных чукчей и о проклятых америкосах бомбящих ирак.
Tolmache: 22.12.2009 20:38
Конкретно по фильму то автор ничего и не написал. Какие то философские измышления. Во его понесло)))
deget8: 22.12.2009 21:10
С таким же успехом какой нибудь другой умник скажет, что в этом фильме тайным смыслом является пропоганда тирольских песен!:) P.S.: это я к примеру, в фильме такого нет. Но такие "умники" там и это могут увидеть!
LLIAX: 22.12.2009 22:23
Автор! А вы ожидали от голливуда вдруг сейчас увидеть что-то похожее на программу "Культура"?! Смотрите на жизнь своими глазами, но пишите что-то поинтересней! Не заставил утереть слезу!
SVSD_VAL: 23.12.2009 01:56
Классный фильм, отличный сюжет, хорошая играфика, даже меня на слезу пробило :'(
ksevian: 23.12.2009 06:42
не знаю меня фильм как таковой в восторг невёл да фильм бывает нудным и надоедливый в фрагментах! И вапше вся эта тема канала "Культура" меня не очень впечатлил! Вы как хотите судите сами но от этова ФИЛЬМА лично я ждал большого!Так што могу сказать что фильмец тянет на твёрдую 3.
ua9ukp: 23.12.2009 07:34
Лучше этого фильма пока ничего не было. Знаю людей, которые пошли смотреть по третьему разу! Однако смотреть необходимо только в 3D.
Страницы: 12345 |
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.