Джеймс Кэмерон представил зрителям свой новый шедевр после десяти лет молчания.
Есть такая порода гениев, которым не нужно заморачиваться по каким-то мелочам. Они рисуют крупными мазками, творят полотнами, пишут эпосами и снимают, как Джеймс Кэмерон. И все претензии к творчеству Кэмерона кажутся попытками искать пятна на солнце, седину в бороде Иисуса или опечатку в издании Михаила Афанасьевича Булгакова. В этом можно достичь определенного успеха, но абсолютно точно делать это не имеет смысла, потому что величие всего сделанного искупает мелкие огрехи, на которые просто мало кто обратит внимание. Понятно, что задача перед Кэмероном была неподъемная – переплюнуть самого себя. Когда он стоял в со статуэткой "Оскара" за "Титаник" и кричал "Я – король мира", на тот момент так оно было. Сделать фильм, который одновременно был бы уникальным по своему признанию профессионалами и смог собрать такую громадную кассу, под силу только выдающемуся человеку. А ведь за плечами есть еще "Чужие", "Термиинаторы", "Бездна" – что ни фильм, то икона современного кинематографа. Поэтому нужен был прорыв.
Сценарий "Аватара" Джеймс Кэмерон написал еще 1995-ом: это было 80 страниц научно-фантастической истории про то, что земные ученые смогли модифицировать инопланетные тела и совмещать их с человеческим разумом. Но на то время бюджет фильма, по его скромным прикидкам, составил 400 миллионов долларов, и даже при бешеной кассе "Титаника" продюсеры решили повременить. Но упорный режиссер дождался своего часа, когда технологии бы позвонили этот проект удешевить, а продюсеры стали бы более сговорчивыми. Работа пошла.
Продвижение новой технологии трехмерного захвата изображения и переноса ее на экран стало главной технической задачей "Аватара", которой руководил обладатель трех "Оскаров" Джо Леттери и один из лучших операторов мира Мауро Фиоре. Скрепя сердце Кэмерон – владелец двух ведущих голливудских студий по созданию спецэффектов Lightstorm Entertainment и Digital Domain, был вынужден обратится к независимой новозеландской компании Питера Джексона Weta Digital, потому что именно эта студия на сегодня является ведущей в области анимации на основе motion capture. Именно в "Аватаре", две трети которого снято с использованием технологии фотореалистичного захвата изображения, мы впервые увидели ее настоящие возможности. Именно благодаря этому зрители увидели тот дивный новый мир, который возник благодаря буйной фантазии режиссера и был реализован в формате 3D.
Джеймс Кэмерон крайне скрупулезно подошел к созданию биосферы планеты, консультируясь с учеными по всем возможным вопросам. Удалось создать неповторимую фауну, буйство и разнообразие растительного мира, гравитационные особенности. Кроме того, совместно с лингвистами и антропологами режиссер, подобно Толкину, создал отдельный язык и культуру жителей планеты Пандора. Впрочем, "земные" корни этой культуры, конечно, видны – обычаи частично присущи африканским племенам, частично коренным жителям американского континента. Например, приветствие Нави "Я тебя вижу" – калька с зулусского приветствия, правда, у африканского племени в эту фразу закладывается немного другой смысл: если человек признал, что видит другого, то он признал его равным себе. В результате получился очень цельный народ с глубокой культурой, ориентированной на обожествление всех явлений природы.
Сюжет некоторым придирам может показаться немного поверхностным, если не глуповатым. История "Аватара" – это фактически "Покахонтас" на новый лад: дочка вождя племени спасла чужака-воина от смерти, а потом он влюбился в нее и этот народ и стал там своим. Естественно, ему пришлось выбирать между благородным и справедливым чужим народом и злым и корыстным своим, естественно, поначалу его отвергали, но потом были поражены его благородством и справедливостью. Белыми нитками по сюжету идет грубо наметанный антиамериканский мотив, который подается с присущей всем сказкам дидактичностью. Ай-ай-ай, нехорошо завоевывать планету (читай – "страну"), если она просто богата полезными ископаемыми. Плохо считать дикарями тех, кто не носит джинсы, не пьет пиво холодной фильтрации из бутылки и не смотрит бейсбол по телевизору. И уж совсем нехорошо не уважать чужую культуру и относиться к природе как кладовке собственного коттеджа – все, что есть, то мое. Пафос этот, безусловно, к американской истории имеет непосредственное отношение: тут тебе и Ирак, и истребление коренного населения. На войны с индейцами намек более чем толст: Нави на шестиногих лошадях с луками и стрелами – вылитые индейцы, а их атака в лесу на солдат с пулеметами и ракетницами – просто инопланетный вестерн.
Кроме того, не особенно-то много в фильме и яркой актерской игры. Из хороших и цельных персонажей выделить можно разве что Сигурни Уивер – мягкую, добрую представительницу ученого мира, стремящуюся понять народ другой планеты, да Джованни Рибизи, сыгравшего ее противоположность – представителя земных корпораций с говорящей фамилией Сельфридж, который готов ради полезных ископаемых разрушить чужие святыни, бомбить мирных жителей и выселять целые народы. Сэм Уортингтон, немного напоминающий подучившегося в школе актерского мастерства Бена Аффлека, сыгравший главного героя, покалеченного морского пехотинца, ставшего оператором аватара, выглядел прилично, но уж больно героическая у него была роль. А персонаж Стивена Лэнга, полковника морпехов, который самолично готов вести своих солдат против "тупых дикарей" – воплощение зла, консерватизма, реакционной военщины, а, следовательно, совсем уж однобокий.
Однако все это объясняется просто. "Аватар" – это эпос, крупная форма. В эпосе персонаж всегда должен быть немного больше героем, чем в жизни – отважным, решительным, без единого серого пятнышка. А зло должно быть абсолютным – многоликим, не менее решительным и стремящимся уничтожить все живое. Поэтому герои Кэмерона не размениваются особо на нюансы и подтексты: все должно быть очень грандиозно, мощно и впечатляюще. Да и стоит ли упрекать в использовании некоторых штампов человека, который эти штампы, собственно, и придумал. Так что, будучи экологическим боевиком по своему содержанию, по форме "Аватар" – произведение монументальное. Кэмерон в очередной раз задал новые стандарты, открыл новые горизонты, покорил новые рубежи. По большому счету, претензия к "Аватару" у меня только одна – пока что нет технической возможности пересматривать его дома, как это все делают с "Терминатором" и "Чужими": технологии домашнего 3D еще не так далеко шагнули. Поэтому срочно в кинотеатр, смотреть войну бледнолицых с синекожими.
Корреспондент MORS'а смотрел фильм "Аватар" в новосибирском кинотеатре "Синема Парк".
"Аватар" в кинотеатрах Новосибирска.
"Аватар" в кинотеатрах Барнаула.
"Аватар" в кинотеатрах Кемерова.
"Аватар" в кинотеатрах Новокузнецка.
Джеймс Кэмерон и Сэм Уортингтон об "Аватаре"
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 133680 | комментариев:294
cruet: 17.12.2009 18:36
Посмотрела вчера превью сеанс впечатления суперские...очень классное кино!!!!Сходите посмотрите!!!
FuriousDog: 17.12.2009 18:41
по рецензии не понял особо, чем фильм так хорош - как мне показалось просто хорошо сделанный фильм, ни чего нового.
осталось только самому посмотреть)
Солнышкооооо: 17.12.2009 18:48
я несмотрела...еще завтра только пойду...но по трейлеру и спецэффектам фильм должен быть на 10 =)
rutgers_st: 17.12.2009 19:19
Фильм просто обалденный!!! Народ, кто собирается смотреть этот фильм у себя на мониторе, вы совершаете огромную ошибку!!! По крайней мере первый раз его надо смотреть в 3D на большом экране(кто из Кемерова - однозначно в Дом Кино Москва) Смотрел 2 раза, 3D в Космосе и Москве - две большие разницы!
Страницы: 12345678910-> |
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.