Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

"Рождественская история": унесенный призраками

20.11.2009 16:19 Рецензии

В нерождественское время на экраны вышла "Рождественская история" Роберта Земекиса, натурально изображающая человеческое лицо и то, как его можно потерять и обрести вновь.

 

Высоколобые кинокритики очень любят делить кино на различные периоды, режиссерские школы, актерские начинания. Они с жаром рассуждают о том, какой вклад внес Альфред Хичкок и чем кино до Антониони отличается от кино после него. Так вот, для большинства зрителей это все полная чепуха. Что для них действительно важно, так это технический прогресс, и поэтому кино для них сначала делилось на немое и озвученное, а потом на черно-белое и цветное. Причем некоторое время оба антагониста существовали параллельно, и по какой технологии будет снят тот или иной фильм, решал только бюджет. Например, Леонид Быков очень хотел снять свою гениальную ленту "В бой идут одни старики" цветной, но денег ему выделили только на черно-белую.

 

Мы сейчас живем в похожее время. Мир кино начал отчетливо делиться на плоский и объемный – вопрос опять-таки упирает в финансы. Есть у вас 200 миллионов зеленых, будет 3D-эффект, крутая анимация и компьютерная графика, нет – обходитесь пока актерами и павильонными декорациями. И теперь маститые режиссеры, заслужившие у студий доверие и желание дать им на съемки цифры с восемью нулями в долларах, начали экспериментировать в полном погружении зрителя в создаваемый ими дивный новый мир. Конечно, самой громкой и ожидаемой премьерой этого года является "Аватар": еще бы, фильм Джеймса Кэмерона, человека, подарившего этому миру сержанта Рипли, Джона Коннора и Леонардо ди Каприо. Однако и ноябрь порадовал зрителей лентой от Роберта Земекиса, одного из пионеров совмещения анимации и актерской работы.

 

Взрослые персонажи, в душе которых живет ребенок – это конек Земекиса. Очень любит он покопаться в зрителе, найти его внутреннее дитя, почесать его за ушком, попугать страшилкой, а потом дать леденец. "Назад в будущее", "Форрест Гамп", "Изгой" – все одно к одному. Даже детектив Вэлиэнт из "Кто подставил кролика Роджера" (в пиратской версии видеосалона, помнится, его перевели как "детектив Отважен"), при всей своей крутизне, влюблен в мультяшных персонажей. И вот через 20 лет Земекис и студия Уолта Диснея выставили на суд зрителей новый эксперимент совмещения актеров и анимационного антуража – экранизацию "Рождественской истории", классической новеллы Чарльза Диккенса.

 

Результат вызвал неоднозначную реакцию и зрителей и критиков, и понятно почему. С технической точки зрения – это новый визуальный шедевр. Крайне реалистично выглядят детали, потому что именно ими создается это ощущение. Распространение света в большом помещении, освещенном одной свечой, потертость одежды, структура кожи человека – все это выглядит просто фантастикой. Мимика актеров, переведенная в анимацию по технологии motion capture, выглядит очень реалистично, 3D-пролеты над Лондоном захватывают дух. Не зря, ох не зря Роберт Земекис оттачивал эту технологию на впавшем в самолюбование "Полярном экспрессе" и брутальном "Беовульфе". Джим Керри, решивший, видимо, реабилитироваться за роль Гринча, дал рождественской истории мимику и голос сразу нескольким персонажам – Эбенизеру Скруджу и трем призракам, и, конечно, режиссер попал в точку, взяв этого гримасника на главную роль. Его Скрудж – центральная фигура ленты, и история его перевоспитания считывается с его лица и глаз. Также весьма удачны Колин Ферт в роли племянника и Гэри Олдман в роли призрака бывшего компаньона Скруджа.

 

А вот к содержанию многие начали предъявлять очень большие претензии. Как же, ведь под Рождество хочется милых детских историй, семейных сказочек, трогательных новелл вроде "Реальной любви". А что показал Земекис? В его экранизации не осталось и следа от пасторальности более ранней диснеевской версии с участием Скруджа Макдака, Микки Мауса и Дональда. Режиссер воплотил текст Диккенса буквально и дословно, поэтому история приобрела свою первоначальную жесткость и нравоучительность. Никаких тебе сюсюканий и увещеваний старого сквалыги – его буквально швыряют мерзкой мордой об мостовую, показывая его неприглядную жизнь. Возможно, Земекис углядел параллели викторианской эпохи с нынешней действительностью. Во времена Диккенса в Великобритании очень многие писатели, философы и политики, включая королеву Викторию, начали проповедовать гуманизм, призывали не возводить в абсолют протестантские ценности и материальное богатство. Они боролись с бытовавшим тогда мнением, что если человек материально не обеспечен, значит, он неудачник и сам в этом виноват. Согласитесь, весьма перекликается с высказываниями современной "элиты", даже отечественной. "Кто меня не любит, просто мне завидует", "Я плачу достаточно налогов" – вот они, стандартные отмазки нуворишей старой доброй Англии и новой злой современности.

 

Рождество, по мнению Диккенса и Земекиса, – это последний шанс подобных циников и скупых душой стать людьми. В век гламура, который защитной броней надет на чувства людей, режиссер решил, что простые уговоры или трогательные рассказы в стиле Форреста Гампа (чтобы заразить примером) уже не помогают. Его образы стали еще более гротескными, вычурными и выпуклыми. Все доброе в фильме – доброе стократ. Все мерзкое – отвратительно еще больше. Все главные страхи, которые уготованы подобным Скруджу, выписаны тщательно, не жалея визуальных средств: одинокая старость, смерть, которую никто не будет оплакивать, муки совести и понимание того, что жизнь прожита впустую. Не зря перевоспитавшийся Эбенизер произносит главную для мира мещанского потребления фразу: "Деньги в могилу с собой не унесешь". Это не булавочный укол, а удар кочергой по голове, и смотреть эту рождественскую историю не всем будет приятно. Впрочем, счастливый и лучезарный финал контрастом показывает всю нравоучительность истории, в буквальном смысле выраженной словами "человек, будь человеком". А то и к тебе придут три призрака.

 

Корреспондент MORS'а смотрел фильм в новосибирском кинотеатре "Синема Парк".

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 14553 | комментариев:20

Комментарии
 

Anewsha: 20.11.2009 18:24

отличная рецензия,фильм посмотрю обязательно)

 

sibiriac: 20.11.2009 19:24

Когда увидел рекламу этого фильма, подумал, что очередная детская сказочка с сюсюканьем, но после вашей рецензии, Илья, посмотрю обязательно. Спасибо.

 

Grenadir: 20.11.2009 19:42

А это и есть жёсткая сказка (а не всякие сюсюканья) и хорошо, что в ней мало соплей.

 

DiMan_ru22: 21.11.2009 02:25

Интересно будет посмотретЬ после нашего "шедевра-треша" "книги мастеров", тоже на диснеевские бабки снятый и сравнить. Хотя уже понятно, что сравнение будет не в нашу пользу.

 

Deanord: 21.11.2009 08:19

тоже думлаа сказочка. вчера посмотрела. Заставил задуматься ....
Советую всем!

 

_bITb_: 21.11.2009 20:14

в 3D классный фильм!

 

astr5: 21.11.2009 20:46

В кино посмотрел. Очень понравилось, побольше бы таких.

 

Панама: 21.11.2009 20:54

оооочень интересная сказка!!!

 

an70n: 22.11.2009 07:23

Посмотрел, понравилось smile.gif
Единственное что не рекомендую смотреть в 3Д, все очень мутно и темно(местами вообще нефига не видно), но это к самому фильму не относится.

 

Musicant: 22.11.2009 16:45

an70n? ага, тоже не рекомендую смотреть в 3д camrip на телефоне

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»
22 февраля в прокат вышел мистический фильм «Вурдалаки». В главных ролях Михаил Пореченков и Константин Крюков.
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»