По Сибири колесит седобородый собиратель растаманского фольклора Дмитрий Гайдук, прославившийся публикациями сказок "Про мышу", "Музей спящих хиппи", "Регулярная шизофрения" и прочим "конопляным" творчеством. "Травяной Баян" дядя Дима поведал сибирским любителям сказок о легалайзе и запретах, о пристрастиях Анны Карениной и современного общества.
Тот, кто никогда не видел изображений Дмитрия Гайдука (для своих – дядя Дима), но слышал аудиозаписи его сказок, нимало удивляется его пушистому седому хаеру и густой бороде. А все из-за моложавого голоса и легкой свободы, которой живет дядя Дима. Между тем, раста-сказочнику 45, свою популярность он одним из первых русских авторов получил благодаря публикациям в интернете.
Говоря об истории творчества Гайдука, можно просто грубо пересказать статью о нем из "Википедии". Примерно так. Началось все в 95-м году, когда дядя Дима попал в тусовку растаманов и услышал от оных много занятных историй, достойных литобработки и издания. Так родился проект "Растаманские народные сказки". А в 98-м открылся сайт http://rastaman.tales.ru/ , который является одним из старейших литературных проектов в Рунете.
Но сказки все же лучше слушать. На то они и сказки. Потому в 2001 году появились аудиоверсии раста-фольклора в исполнении Дмитрия Гайдука с космическим музыкальным сопровождением, усиливающим "сказочный" эффект.
"Сказки я записывал с диджеями, музыку они собирали где-то из своих запасов, – отвечает сказочник Гайдук на бесконечные вопросы вроде "Где взять эту музыку?!". – Авторская музыка, вообще ничья, у меня на третьем альбоме была собрана по друзьям: от друга Шумоведа, от Танцора из "Коррозии металла" (Андрей Мартыненков, ударник группы – прим. ред.), он тоже помаленьку так электронную музыку пишет, и вообще из разных неожиданных источников. Сама по себе она смотрелась довольно странно, но в составе сказок получилось очень-очень хорошо".
Многие тусовщики видят в раста-сказочнике Гайдуке своеобразного гуру жанра. Хотя намеренно гнаться за популярностью – это не про него. "Понимаете, в высокие деревья чаще молния бьет. А зачем мне это надо? Мне больше нравится быть как грибница, – она везде и одновременно нигде. На большинство вопросов, которые мне задают, я могу дать достаточно дельные ответы, – объясняет свою славу мастера на все темы дядя Дима. – Недаром же я энциклопедии составлял. У меня было несколько переводов парамедицинских книжек, например, по восточной медицине. В связи с этим в некоторых кругах меня знают как человека, в этой области сведущего. Для меня перевести какую-нибудь толстую книжку – лучший способ чему-либо научиться".
Уже немало годков Гайдук разъезжает повсюду, куда зовут, и, как былинный Баян, ведет "психотропные" сказы. Гусли брата по цеху раста-сказочнику заменяет аккомпанирование местных регги-групп. Если очень хорошо попросить, дядя Дима расскажет еще много всего в более свободной и доброй обстановке в формате квартирника.
В Новосибирске растаманские сказки из уст их собирателя можно было услышать трижды: 8 октября в "НИИ КуДа", 9-го в "Пейоте" и 10-го на квартирнике в селе Верх-Тула близ Новосибирска.
— Давайте уточним, вы все-таки растафарианец или это просто имидж?
— Нет, я православный. Какой я растафарианец, я ж свинину ем?! Я просто много общаюсь с растаманами. Даль же собирал пословицы русского народа.
— Разве христианство одобряет психотропные вещества и их последствия?
— В писаниях Святых отцов и в Библии вы не найдете ни одного упоминания о том, что конопля вредна. Там про нее вообще ничего не написано (смеется). Растаманы толкуют это по-своему. Они считают, что везде, где в Библии упоминается трава, то это именно та самая трава.
— Чего скрывать, сейчас курят все, кому не лень, не только растаманы и прочие "субкультурщики". Курит гопота и банкиры, стар и млад. Разные персонажи, что собственно и отражают сказки…
— А что вы хотите от столь стандартизированного общества? Чтоб оно спортом что ли занималось? Естественно, ему нужны какие-то транквилизаторы. А конопля – это самый что ни на есть транквилизатор: основная роль каннабиноидов заключается в реабсорции адреналина. К тому же травокурство помогает определенным людям. В первую очередь, гипервозбудимым это значительная подмога. Я не видел лучшего лекарства от синдрома гипервозбудимости, чем марихуана. Мне лично помогло очень сильно. Помогает и при глаукоме, у меня ее, слава богу, нет и не было.
Людей нужно просвещать, рассказывать, кому трава полезна, кому вредна. Нужно учить этому медиков и фармакологов. К тому же трава далеко не всем приятна.
— В начале этого года несколько специалистов различных международных ассоциаций и институтов обратились в одну из комиссий ООН с документом, в котором они излагали аргументы за то, чтобы легализовать марихуану в мире. Как вы сами оцениваете перспективы такого начинания?
— На уровне ООН марихуана не криминализована. Директива ООН, собственно говоря, злополучная конвенция 1961 года, носит контролирующий характер. Она предписывает странам-участницам контролировать оборот этих веществ. При этой конвенции есть список, который действительно послужили криминализации марихуаны. Это так называемый "Список 4", в который занесены вещества, не имеющие медицинского применения. Этих веществ четыре: героин, марихуана и еще парочка. До недавнего времени в этот список входил декстрометорфан, но лет 10 назад фармконцерны пропихнули его в "Список 3". И теперь его можно получать в составе "тусина" практически без рецепта. Я думаю, что с марихуаной в недалеком будущем будет то же самое.
— По поводу вашей запрещенной книжки "Наркотики в мировой литературе". Что там, внутри этой книжки?
— Там выдержки из произведений мировой литературы, начиная от "Риг-веды" и заканчивая текстами 1961 года. Там очень много всевозможных авторов, на которых даже и не подумаешь. Например, там есть достаточно красноречивые фрагменты из "Анны Карениной", которые пропускаются при беглом непрофессиональном чтении. Когда читаешь профессиональным глазом, сразу становится ясно, какие у нее были проблемы, из-за чего она бросилась под поезд: практически весь предсмертный эпизод – это просто "отходняк". Она достаточно долго после расставания с Вронским употребляла морфин.
По поводу запрета подобных книг я могу сказать только вот что. Пришло к власти определенное количество людей, которые кроме как запрещать ничего больше не умеют. Запретить что-либо – это не значит его уничтожить, это значит отказаться его контролировать. Иными словами эти люди фактически отказываются контролировать оборот наркотиков и информацию о них. Они либо это все сливают на самотек, либо на наркомафию.
— Сказки не попадали под запрет?
— Нет, это же сказки! Если еще и сказки начнут запрещать, то можно будет ожидать, что они начнут потрошить чебурашек и плюшевых мишек (смеется).
— Каково ваше мнение насчет дела Артема Лоскутова?
— По-моему, тут все понятно с первого взгляда. Дело сфабрикованное, причем очень грубо, причем людьми, которые даже не умеют фабриковать дела. Будет удивительно, если оно не развалится.
— Какой у вас гастрольный путь нынче?
— После Новосиба Красноярск, Иркутск, Москва, Питер, Беларусь тоже что-то хотела. С Благовещенском еще договаривались, но они прикинули и решили, что привезти меня им будет дорого, и обломались. Я беру-то всего 150 евро за концерт, но требую компенсацию за проезд.
— Какие у вас в связи с таким творчеством отношения с родителями? Они не считают это ребячеством?
— Нормальные. К тому же я у них не один ребенок, нас трое. Младшенькая сейчас с мамой живет, средненький – с папой, а я на свободе. Родители были на моем концерте. Одно время мама даже делала рассылку наложенным платежом по Украине, денежку с этого имела. Но потом оказалось, что это больше геморрой, чем денежка, Украина не очень хороша в этом отношении, книги там мало покупают.
— Вы когда-то писали пьесы. Что-нибудь реализовано на сцене?
— Последняя была в 2003-м и больше я к этой теме не возвращался. Сейчас я написал несколько сценариев для мультфильмов по сказкам, так что сейчас, очевидно, вместо пьес будут сценарии. Пьесы не ставились, наверное, потому что они не очень хорошие.
— Ваше отношение к смыслу строчки из песни резидентов Comedy Club "Жизнь прекрасна в Нидерландах, а в Воронеже – г**но".
— Мне тоже кажется, что в Воронеже жить не очень приятно (смеется). Я там бывал несколько раз. В Нидерландах наоборот понравилось. Может, они в чем-то и правы.
— Как вам лучше: клубное выступление, когда толпа народу и все так красиво, или квартирник на хате продымленной?
— Бывает по-разному. Бывает, попадешь так в непрофильный клуб, в котором обычно собираются люди пиво пить, футбол смотреть. Бармен не понимает, что происходит, случайно зашедшие клиенты не понимают, это несколько портит атмосферу. Бывают случаи, как вчера в "НИИ КуДа" – какой-то случайно забредший прям с другого конца зала орал: "Хватит материться!". Он кроме мата ничего больше понять не мог. Следующую сказку я уже без мата рассказывал, он все равно орал. Я его вытащил на сцену – пусть объяснит свои претензии людям. Он там что-то промычал, со сцены сошел, но продолжал что-то орать. Вот так завалил мне подлец все последнее отделение. Потом еще подошел: "Пообещай мне, что ты в Городок больше не приедешь". Я ему, мол, обещать не могу, если меня еще будут приглашать, я приеду, но тебя предупрежу, и взял у него телефон.
— Не надоедает рассказывать сказки уже по тысячному разу?
— Надоедает, конечно. Но раз уж подписался на гастроли, надо делать. Писать тоже надоедает. Вообще, заниматься каким-то одним делом долго становится скучно.
Было ли скучно самому сказочнику – судить трудно. Но собравшимся в "Пейоте" послушать милые сердцу сказы о конопляных трипах и не только (возможно, даже уже на 138-й раз) было точно не до тоски. Как в былинные времена, гости собрались в полукруг у ног сказителя прямо на полу: кто-то уселся на заботливо припасенном поролончике, кто-то удобно прилег на одеяльце и даже подушечку из закромов добыл, кто-то под добрый улыбающийся голос дяди Димы прикорнул на диванчике.
Ответственными за музыкальные паузы и танцы были назначены новосибирские регги-команды "Чили-Вилли", "Огнедышащий кролик" и Sacra Banda, играющих в ямайских ритмах с подзвучкой из космоса.
Не обошлось и без провокаций известного рода. Так, в туалете блондинистый качок с ухмылкой "друга народа" предлагал отведать легких наркотиков. Остается надеяться на то, что дураков не нашлось, и служители закона в нескольких метрах от дверей клуба в тот вечер не пригодились. Ибо до легалайза еще далеко, а вкус свободы и без каннабинола отменный.
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 8208 | комментариев:3
xenolog: 15.10.2009 14:59
В статье не написано, что дядя Дима - человек весьма образованный, профессор МГУ
Рыжая Ann: 15.10.2009 15:09
xenolog, да, человек действительно умнейший, автор статьи не стал всю биографию пересказывать
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.