Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

«Дорога на Берлин»: как предатель стал героем

07.05.2015 21:26 Рецензии

К 70-летию Победы вышла очередная премьера военной драмы, на этот раз – про непростые отношения двух солдат, русского и казаха.

Разрушительную эпопею вкупе с хрупкими женщинами против фрицев нам показали в фильмах «Битва за Севастополь» и «А зори здесь тихие…». Теперь надо что-то тихое, личностное, интимное. Режиссер Сергей Попов предложил свою версию Великой Отечественной. В «Дороге на Берлин» почти обошлось без батальных сцен, за исключением немецких танков, которые, пронзая деревянные сооружения насквозь, крушат русские деревни. Кстати, для съемок использовались танки военно-технической базы Мосфильма «КВ-1», шесть «Т-34» и четыре немецких танка «ТИГР».

 

К танкам Карен Шахназаров, выступивший продюсером и руководителем идеи, питает особое пристрастие. В его мистическом фильме «Белый тигр» танк вообще заглавный герой. В остальном почерка мэтра в «Дороге на Берлин» не наблюдается. Наверное, он осуществлял руководство идеей издалека.

 

В центре картины отношения двух солдат – русского лейтенанта Огаркова и рядового казаха Джурабаева. Одного трибунал приговорил к высшей мере за якобы трусость и предательство – он, как и все, побежал от немецких танков, а не кинулся на них грудью. Другой обязан конвоировать арестанта в штаб для вынесения приговора. Их дорога идет ни на какой ни на Берлин, а через лес, степь, болото, реку и деревни, занятые немцами. Казах маниакально стремится доставить преступника по назначению, хотя все идет к тому, чтобы этого не делать.

 

Фильм снят по повести Эммануила Казакевича «Двое в степи» и военным дневникам Константина Симонова.Использованы также воспоминания отца Карена Шахназарова. В первоисточниках все стройно и ясно. А в сценарии Евгения Никишова обнаруживаются пустоты и провалы. Совершенно непонятно, что движет персонажами и есть ли в их поступках вообще какая-то логика.  Цель - попасть на фронт, принять участие в освобождении Родины, внести свой вклад в разгром врага ими не движет. При встречах с командирами  казаху приказывают передать арестанта в распоряжение вышестоящих и отбыть восвояси, но тот упорно твердит про приказ, словно именно в нем заключается смысл его жизни.

 

А далее происходят совсем уж немыслимые вещи. Через секунду Огаркова расстреляют, как и предписано трибуналом. Но тут, все равно как в плохом детективе, приходит спасение. Огаркова внезапно вызывают из шеренги приговоренных и ведут к командиру. Оказывается, теперь Огарков вовсе никакой не предатель, а самый настоящий герой. Ибо у Джурабаева в наличии, правда, неизвестно откуда, наградной лист о награждении Огаркова орденом Красного знамени за выход из немецкого окружения. Нет, правда, откуда, если еще 10 минут назад о том не было и речи?

 

И вот они квартируют у красивой русской вдовы, которая весьма откровенно расположена к Огаркову, но, похоже, девочки его не интересуют совсем. Не подумайте ничего такого, намека на нетрадиционные отношения здесь не заложено, иначе было бы пошло, а этот фильм не такой. Разумеется, он посвящен зародившейся, но внезапно оборвавшейся мужской дружбе. Такой сильной дружбе, что после смерти Джурабаева Огарков не рвется на фронт, чтобы отомстить врагу, а самостоятельно является в штаб, чтобы его расстреляли. А вроде не контуженный пока.

 

Может быть, создатели хотели донести идею о святости приказа. Ведь приказы в армии не обсуждаются, а беспрекословно выполняются. Но приказ приказу рознь. Одни приказы поднимали бойцов в атаку, а другие – служили оправданием подлости. Свои стреляли в своих без суда и следствия, предавали однополчан ради абстрактной идеи, после победы избавлялись от фронтовиков-инвалидов.  Война – вообще абсурдная вещь, и фильм мог бы стать историей очередного военного абсурда. Который отступает перед искренностью человеческих отношений. Ведь иной раз проклевывается живое в этих мальчишках, толком не успевших вкусить жизни, но засунутых в самое пекло. Где нужно учиться самим принимать решения, не уповая на приказы.

 

Имен ни того, ни другого мы не узнаем.  Огарков и Джурабаев так и останутся безымянными персонажами в фильме ни о чем. Актеров зовут Юрий Борисов и Амир Абдыкалов, но кто их запомнит?

 Корреспондент MORSа смотрел фильм «Дорога на Берлин» в новосибирском кинотеатре  СИНЕМА ПАРК

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 10128 | комментариев:2

Комментарии
 

shedovaav_dsl: 07.05.2015 23:45

Уж и не знаю... После последних военных фильмов как - то даже время тратить не хочется.
Разрушительную эпопею вкупе с хрупкими женщинами против фрицев нам показали в фильмах «Битва за Севастополь» и «А зори здесь тихие…».
А была ли разрушительная эпопея?

 

СветланаФролова: 08.05.2015 07:20

Цитата(shedovaav_dsl @ 07.5.2015, 23:45)
Уж и не знаю... После последних военных фильмов как - то даже время тратить не хочется.
Разрушительную эпопею вкупе с хрупкими женщинами против фрицев нам показали в фильмах «Битва за Севастополь» и «А зори здесь тихие…».
А была ли разрушительная эпопея?

а вы любитель разрушительных эпопей, судя по всему?

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»
22 февраля в прокат вышел мистический фильм «Вурдалаки». В главных ролях Михаил Пореченков и Константин Крюков.
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»