В Новосибирске состоялась презентация нашумевшей антифашистской драмы Павла Бардина "Россия-88". Фильм чуть было не запретили власти из-за "острых" сцен и вызвал противоречивые отклики у критики из-за сомнительной художественной ценности и неоригинальности фактуры.
Во всем мире две страны славятся своим оголтелым патриотизмом, который любовь к своей стране выражает через тайное или явное неприятие других: это США и Россия. В США пока что официально царит политкорректность и толерантность, но это все только на поверхности. В России же, стране, победившей национал-социализм везде, кроме себя, не спасает даже законодательство. Новый фильм Павла Бардина "Россия-88" рассказывает, как люди со свастикой на руке живут бок о бок с ветеранами, которые сжигали флаги со свастикой на Красной площади в 45-ом.
Актуальности фильму дает актуальность вопроса, ведь национальные конфликты – самые острые в современности. Причем по всей планете. Это у нас есть Кавказ, рядом находится Карабах, армяне до сих пор помнят резню, которую устроили им турки, в Европе мир и спокойствие дышит на ладан на территории бывшей Югославии, в Испании и Великобритании. А ведь есть еще и Африка, где всего пятнадцать лет назад в Руанде представителями народности хуту было убито, только по официальным данным, более 900 тысяч человек народности тутси за время стодневного геноцида. Есть Австралия, где потомки ирландских каторжников до сих пор устраивают погромы в кварталах вьетнамских гастарбайтеров.
И тем более удивительно, что такую острую социальную проблему подняли создатели гламурного на грани трэша сериала "Клуб" Павел Бардин сотоварищи. Хотя удивительно это только на первый взгляд. Ведь очевидно, что все эти описываемые молодые бритоголовые ребята – выходцы не из самых благополучных семей, которые терпеть не могут ту среду, выходцем которой являются создатели фильма, и которую они воспевали на MTV несколько лет. Поэтому фильм в художественной части раскрыл в большей степени личность и страхи режиссера, чем осветил проблему национализма. Поэтому же фильм получился весьма спорным в исполнении.
Собственно, главное достоинство картины – ее тема. В следующем году исполнится 65 лет со дня капитуляции Германии во Второй мировой войне, и волна популярности тех идей, против которых боролись деды и прадеды, у их внуков и правнуков, тревожит всех. Хотя с другой стороны, корни этой проблемы очевидны. Просто чтобы их понимать, нужно начинать с самого начала. Например, перестать мешать в одном котле фашизм и нацизм. Фашизм – это термин Бенито Муссолини, произошедший от итальянского слова fascio – "пучок". Доктрина фашизма во главу угла ставила не национальный принцип, как Альфред Розенберг, да и не мог он возникнуть в Италии, мононациональном государстве. Утверждалось превосходство интересов государства над личными интересами, общий объединенный интерес, по мнению итальянского диктатора, был важнее нужд каждого. Идея объединения для Италии была больным местом: вечно раздираемая феодальными междоусобицами, она обрела целостность фактически только после войны.
Идея же расового превосходства была в доктрине нацисткой Германии, был соответствующий план "Ост", по которому регламентировалось уничтожение и порабощение тех или иных наций. Однако с течением времени нацизм и фашизм начали мешать в одну кучу, что дало почву для всевозможных политических спекуляций. Вот например, спросят у среднестатистического человека – ты бы хотел, чтобы твое государство было сильным? Конечно, он ответит, что хотел бы. Кто не хочет? У нас в России идея "сильной руки", в общем-то, всегда была популярной. А прибавить еще и "бытовой" милитаризм и гордость за наши былые военные победы и теперешнее "самое лучшее в мире" оружие, низкий уровень жизни и многонациональность – вот и получаем чашку Петри, в которой легко заведутся бактерии и просто правые идей, и ультраправый фашизм, и нацизм, и чего только душе угодно. Есть где разгуляться пропаганде, и она гуляет очень вольготно.
Собственно, фильм строится как раз на основе того, что один из прихлебаев лидера националистической банды снимает фильм, который он должен выложить затем на видеосервисы в сети в целях популяризации идей. Попутно любительская камера фиксирует быт юных "патриотов": пьянки, атаки, тренировки и семейные праздники. Очевидно, что этот ход был сделан, чтобы придать натуралистичности, но "фишкой" это было только первые минут 20, потом любительская съемка с руки начала утомлять. Сценарий фильма откровенно слаб и частично состоит из шуток на тему нацизма, а частично – из вымученных драм, которые из-за любительской манеры съемки кажутся еще более вымученными. Собственно, почему никто не любит смотреть подобное "хоумвидео" после праздников – такая камера фиксирует практически все недостатки, а чтобы были видны достоинства, нужно очень стараться.
Главный герой Саша Штык (аллюзия на известного персонажа Тесака) в исполнении Петра Федорова смотрится самым лубочным, невзирая на все его старания подражать персонажу Рассела Кроу из культовых "Скинов" (Romper Stomper). Но актерский багаж у парня очень бедный: задирание подбородка и цежение матов сквозь зубы ситуацию не спасает. Ну и, что самое главное, он может налепить сколько угодно татуировок, все равно из него не выйдет парня из Южного Бутово, гламур и бабло у него на лбу написаны. А так как сюжет построен, в основном, вокруг его персоны, просаживается фильм сильно.
Самый убедительный персонаж – это учитель ОБЖ, "старшОй" группы Климент Климентович. Человек, который даже в любительскую камеру матерится естественно, все слова его уместны, интонации точны и жизненны. Это соль земли русской, мужик, на котором все в этой стране держится, у которого руки растут, откуда надо. Говорить он умеет плохо, но страну свою любит, и уже защищал с оружием в руках, как мог. Собственно, его будничное убийство кавказцами на "стрелке" – самый драматичный момент всего фильма, а вовсе не сцена наказания Штыком сестры и ее ухажера Роберта, притянутая за уши, и последовавший затем скомканный финал. Все как-то вымученно и без фантазии. Но, справедливости ради, надо сказать, что неплохие актерские работы были у второстепенных персонажей – это самое удачное, что есть в фильме.
Словом, после фильма осталось ощущение, что сочинение по Льву Толстому взялся писать третьеклассник. "Наташа Ростова романтична и юна", "Пьер Безухов терзается", "Наполеон плохой", привет Капитану Очевидность. Идея картины была понятна с первых кадров, но два часа слушать, как тебе повторяют "фашизм – это плохо", "фашизм – это очень плохо", "плохо – это фашизм", "фашизм – это очень-очень-очень плохо", утомляет. Для полноценного документального фильма ему не хватает менее банального взгляда на проблему и оригинальных идей, а для художественного – собственно художественной ценности.
Проблемы названы важные: да, все эти группки зачастую крышуются теми или иными политическими силами. Да, убийств на национальной почве все больше и больше. Причем, в основном, в Москве и Санкт-Петербурге. Ну а дальше-то что? Констатирование очевидных и до них известных фактов ничего не меняет, и если ты хочешь людей пронять, нужно придумывать либо неординарные художественные приемы, либо подбирать убийственные факты, сопоставлять их и убеждать своих зрителей в собственной правоте. А пока же это попытка, причем слабая, представителей гламура поиграть в контркультурку.
P.S. Автор сознательно не стал упоминать в рецензии "Ромео и Джульетту" и Гая Гаала.
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 16649 | комментариев:32
comb1: 28.04.2009 11:45
Фильмы которые снимают как антифашистские становятся культовыми для скинов
Zlodey: 28.04.2009 11:56
2 comb11
Кстати, да. Фильм Скины, упомянутый в рецензии, - вообще леденец для младенца.
А вот "Американская история Х" такой не стала.
tmp3000: 28.04.2009 12:56
"США и Россия" - ну-ну.
Самое расистское государство сейчас - это Израиль. Причем расизм там закреплен как законодательно, так и на уровне государственной религии.
С точки зрения официального иудаизма, у евреев есть человеческая и животная часть души, а у гоев (неевреев) есть только животная часть души. Поэтому, например, иудеи говорят только о потерях евреев во Второй мировой (как о единственных человеческих потерях). Все должны ужасаться Холокосту, но к другим смертям относиться так же, как к потере лошадей. И этому учат у нас в России во всех еврейских школах. В Москве по крайней мере 4 еврейские школы финансируются из госбюджета.
То же и в Новосибирске. Есть фонды, которые финансируются российскими олигархами, но оказывают помощь ТОЛЬКО евреям.
Вот бы об этом расизме снять фильм. Но это опасно, поэтому снимают фильм о мифическом "русском фашизме". Причем чтобы показать "русских фашистов", приходится актеров нанимать.
tmp3000: 28.04.2009 13:02
Генерал Гуров:
"Иностранцы совершают против россиян в три с лишним раза больше преступлений, чем россияне против приезжих. Так о каком же фашизме может идти речь? И кого от кого надо защищать? А ведь в этом вопросе присутствует высочайшая латентность преступности, совершаемой иностранцами (их, вроде бы, в нелегальном состоянии присутствует в нашей стране чуть ли не под 20 миллионов человек), причем любое деяние против них - немедленно оповещается СМИ. Но как только потерпевшими оказываются русские, то это никого вроде бы и не волнует, пресса, телевидение, радиовещание и правозащитные организации - молчат."
tmp3000: 28.04.2009 14:48
Да, весьма часто иностранцев не сажают за преступления:
tmp3000: 28.04.2009 16:45
То, что подобные фильмы свободно "презентуются", - главное доказательство отсутствия в природе русского фашизма.
Попробовал бы автор привезти в Чечню фильм о плохих чеченских фашистах или в Дагестан - о плохих фашистах-дагестанцах. После премьеры автор долго бы не прожил.
MortaL: 28.04.2009 16:47
tmp3000
Я читал про этот фильм там режисер пишет что сначало хотели снимать на обычную камеру. на дорог оборудование не было денег, но потом нашелся богатый спонсор. И кто ж это мог быть ?)
Страницы: 1234 |
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.