Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Он убил свою жену

05.09.2013 10:12 Рецензии

Женщина заслуживает презрения, негодования,  расправы, и вообще, женщина – не человек, и даже не друг человека.

Женщина – это машина для бесперебойного производства детей, а мужчина – жертва ее побочных потребностей. Влюбленность – лишь результат работы портных и парикмахеров с женской привлекательностью. Любовь – скотское состояние, разжигающее похоть. Брак – узаконенный разврат. Невинность и целомудрие – вот правда жизни! К таким выводам пришел в разгаре своих философских изысканий великий классик наш Лев Николаевич Толстой, вывернув себя наизнанку в повести "Крейцерова соната". В свое время его откровения вызвали не то что бурный общественный резонанс - ужас, скандал, протест, негодование, отповедь, запрет, сплетни, проклятья, etc. Возможно ли сегодня всерьез рассуждать об этих вещах?


Театр "Глобус" премьерой спектакля "Крейцерова соната" 4 сентября первым из театров Новосибирска открыл сезон. Худрук Алексей Крикливый впервые обратился к классике, отступив от современной драматургии, где исследовал несчастные парадоксы семейных взаимоотношений. Из женоненавистнического манифеста Толстого режиссер извлек доминанту взаимного лицемерия – и та, и другая сторона твердит о возвышенных чувствах. Если классик считал, что душевный комфорт между мужчиной и женщиной невозможен априори, то театр показал, как нелепы в своем эгоцентризме двое, требующие понимания, хотя понимать там, в сущности, нечего.


Герой-неврастеник, немеркнущая звезда и народный избранник Лаврентий Сорокин играет страдальца Позднышева, который существует в своем собственном узком мирке, границы которого не размыкаемы. Хоть какой-то вменяемый диалог с кем бы то ни было для него невозможен – ни с женой, ни со случайным попутчиком. Светлана Галкина становится то буфетчицей в вагоне-ресторане, то сестрой Лизы, не понимающей ничего про мужчин, то светской дамой, вбирающей в себя черты хоть рублевской львицы, хоть провинциальной кокетки. У Екатерины Аникиной хрупкая, беззащитная, эфемерная, совсем еще юная и очень глупенькая кукла со временем превращается в красивый манекен – совместное штампованное изделие родственников, мужа и среды в целом.


Все любят жаловаться на семейную рутину, граф Толстой ее заклеймил, а "Глобус" позволил над нею посмеяться. Ключевые моменты мрачной толстовской повести театр довел до абсурда. Вася Позднышев бьется в откровениях, а бедная Лиза не понимает ни слова! Так прилежный ребенок морщит лобик перед заумным профессором, с трудом вслушиваясь в абракадабру, так иностранка пытается уловить смысл незнакомых слов, на невербальном уровне слабо отражая эмоции или жесты собеседника. Абсурд в том, что Позднышев, оказывая Лизе высший знак доверия, дает ей прочесть дневник с эпизодами его случайных связей, при этом подсовывая ее сестре купюру (которую она профессионально прячет в рукав) как оплату за тайные интимные услуги. Абсурд в том, что жених надевает на лизину шейку блескучее ожерелье, затягивая его, как удавку, как собачий ошейник. Теперь она – личная собственность, которой можно распоряжаться по своей воле согласно мужским прихотям. Позднышев и подзывает ее, как собачку: "Лиза-Лиза-Лиза!". Вскоре по-барски приказывает явиться на ложе: "Лиза!" Каждый раз она выходит из-за ширмы с новой рюшечкой на вздутом животике - и с плаксивым недоумением на кукольном личике. И вот уже бредет в изнеможении, пошатываясь, как сомнамбула, а из матрешки, стоящей на столе, извлекается очередной детеныш.


Подмена настоящего фальшивым благодаря остроумию режиссера происходит на каждом шагу. "Как найти другую прекрасную женщину? Но чтобы совсем новую", - канючит Позднышев под хохот зала. "Ты раскаешься!" - картинно восклицает Лиза, выставляя разящий пальчик. Позднышев произносит нервный монолог о музыке, в то время как на заднем плане изголодавшаяся компания, вместо того чтобы музицировать (как было задумано автором), похотливо уплетает ужин. В зале явственно запахло курицей, и это вызвало не приступы аппетита, а отвращение к пустоте слов и никчемности поступков, на что только и способны эти люди.


Музыка нужна здесь лишь затем (в отличие, например, от известного фильма с Олегом Янковским, где Крейцерова соната – равноправное действующее лицо), чтобы заострить нелепость якобы возвышенных стремлений при полном духовном вакууме. Поддавшись иллюзии влюбленности и сойдясь на брачном ложе, разноименные заряды еще больше отталкиваются, но возвращаются друг к другу, иначе кого же мучить в отместку за разочарования в личной жизни? Не себя же! Кому предъявлять претензии в развращенности общества? Не себе же!


"Я не хотел быть смешон. Я хотел быть страшен", - откровенничает Позднышев, но он именно смешон, а не страшен. Лаврентий Сорокин, остраняясь от героя, смотрит на него как на съезжающее с катушек ничтожество, которое тщится быть значимым. И в то же время Позднышев интересен в своих неистовых терзаниях, которые, увы, произрастают и буйствуют на пустом месте, как сорняк. Парадокс в том, что уничтожающая и его самого, и его жену ревность и есть единственно сильное, настоящее, неподдельное чувство. Но, рассказывая об убийстве Лизы, страдалец избивает не живое тело, а пластиковый мешок с мусором, в который обратились и его отношение к женщине, и вся его жизнь. "Что ты натворил, что ты натворил, убери" - игриво журит убийцу лизина сестра таким тоном, будто бы он всего-навсего намусорил в гостиной.


Интересней было бы встретиться на театральных подмостках с настоящими проблемами настоящей личности. Но мир не из титанов же состоит.

Другие статьи автора:
25.01.2016 Мертвые души: хором о России
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 9852 | комментариев:7

Комментарии
 

Mezze: 05.09.2013 16:23


Изображение

 

kolombinka: 05.09.2013 17:11

-
Люблю Лаврентия Сорокина.

 

7fond: 05.09.2013 17:29

Идеал воздержания и гнев ревности. Книга признана одним из лучших произведений мировой литературы о любви. Но в театр не пойду точно, потому, что не представляю - как можно это поставить...

 

СветланаФролова: 05.09.2013 17:40

Цитата(7fond @ 05.9.2013, 17:29)
Идеал воздержания и гнев ревности. Книга признана одним из лучших произведений мировой литературы о любви. Но в театр не пойду точно, потому, что не представляю - как можно это поставить...

это зря. Лев Николаевич был не только весьма бородат, но еще и очень смешон.

 

vikkkkk: 06.09.2013 08:02

Цитата(7fond @ 05.9.2013, 17:29)
Идеал воздержания и гнев ревности. Книга признана одним из лучших произведений мировой литературы о любви. Но в театр не пойду точно, потому, что не представляю - как можно это поставить...

А вы сами-то читали это лучшее произведение? Его ж читать невозможно. Сплошное косноязычие. Нет, правда. скажите мне: читали ли вы его и дочитали до конца? С тех пор мировая литература шагнула далеко вперед. И было написано много книг о любви и ревности - гораздо поинтереснее этого жалкого морализаторского лишенного всякой выдумки и фантазии старческого манифеста.

 

gutiera: 06.09.2013 08:48

Книга дрянь а спекталь прикольный.

 

fireside: 08.09.2013 08:07

молодец лев николаевич так их мать

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»
22 февраля в прокат вышел мистический фильм «Вурдалаки». В главных ролях Михаил Пореченков и Константин Крюков.
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»