Почему-то принято считать, что авторское кино – это такое малопонятное и труднодоступное для осознания большинству людей творчество, жутко заумное и нудное. Мое малоавторитетное мнение по этому поводу простое — для зрителей не бывает авторского кино и массового кино, оно бывает плохим или хорошим. А какой у него бюджет, сколько было потрачено времени на него – зрителя волнует в самую последнюю очередь, ему важен результат. Новая отечественная лента "Дикое поле" – результат терпения, удачи и желания актеров и режиссера сделать действительно хорошее кино.
Сценарий для этого фильма был написан Петром Луциком еще в 1991 году. К сожалению, автор не дожил до экранизации своей идеи. Сценарий был отсмотрен большим количеством режиссеров, но лишь попав в руки к Михаилу Калатозишвили, он обрел своего поклонника. Как сказал сам Михаил Георгиевич на пресс-конференции: "Я понял, что я умру, если не сниму этот фильм". Слава Богу, с режиссером ничего не случилось, и в 2006-ом году съемки фильма начались. Бюджет фильма Михаил Калатозишвили даже отказался назвать — до того он был мал. Однако это не помешало ленте получить множество призов на отечественных и зарубежных фестивалях, например, Гран-при на престижном международном кинофестивале в Марракеше. И вот, наконец, фильм дошел до кинотеатров, где его смог оценить простой неискушенный зритель.
Изначально Дикое поле – это наименование приазовских степей, где войной или миром обживались казаки, татары, калмыки, турки и другие народы. Постепенно диким полем стали обозначать любую степь. Вот в такое дикое поле и занесло молодого врача Митю, который живет в обшарпанной хибаре на пару с трусливой и ленивой дворнягой. Он единственный на 200 км вокруг эскулап, поэтому работы у него хватает, а вот чего не хватает, так это лекарств, инструментов и чистых бинтов. Поэтому приходится пользоваться методами военно-полевой хирургии пополам с деревенским знахарством. Внешне Митя похож на доктора Джека Шепарда из сериала "Lost", а ухватками и изобретательностью на Грегори Хауса – зашивает раны ягнячьими жилками и производит фибрилляцию раскаленной кочергой. За это, а также за преданность своей невесте, которую он постоянно ждет, местные жители хотя и зовут его на "ты" за молодость, но все же по имени-отчеству за статус и авторитет. И, конечно, приходят к нему не только в медицинских целях, а еще и просто потрепаться, высказать новому человеку свои мысли, которые они уже не одну сотню раз продумали, глядя на эту бескрайнюю степь.
Мир "Дикого поля", созданный Михаилом Калатозишвили, – это мир без времени, в котором люди живут вне хронологии, а только в пространстве. Оно настолько велико, что поглотило это время, поэтому, как и сам главный герой говорит, люди здесь не стареют и не умирают. Это маркесовские "Полковнику никто не пишет" и "Сто лет одиночества", перенесенные в казахскую степь. Фильм не движется за сюжетной линией, он созерцает происходящее, находится как бы в стороне, и от всего происходящего веет каким-то изначальным спокойствием, отсутствием суеты.
Любой человек, который был в настоящей деревне, не в частном секторе пригорода, а глухом селе в четыре кола и три двора, тот моментально узнает такой неспешный уклад, парадоксальный образ мыслей жителей и какую-то инопланетную отстраненность. Этих людей не волнует индекс РТС, им плевать на Международный валютный фонд, а про то, кто такие Пэрис Хилтон и Бритни Спирс, они и слыхом не слыхивали. Для них болезнь коровы – это событие вселенского масштаба, а война в Ираке – плюнуть и растереть. К внеземной (или, скорее, наоборот, приземленной) логике повествования добавляется еще и панорама степи, окончательно навевающая марсианские настроения.
По сути фильм этот, как и вся наша жизнь, состоит из череды трагикомических ситуаций, в которых доктор принимает участие. Вот он дает корове слабительное, чтобы та не мучилась из-за съеденной скатерти, а вот уже приходится делать медицинское заключение для местного участкового, который руководил облавой на беглых бандитов. У него и в медицинской практике-то болезни такие, что не знаешь, плакать или смеяться: "Пьянство, порезы, сотрясения – это если не считать триппера и холеры", как говорит сам герой. Он еще не стал частью этой среды, но уже отвык этому удивляться.
Молодому московскому актеру Олегу Долину удалось очень хорошо отобразить это столкновение цивилизаций, образов мысли и жизни. Его герой – человек, который нашел умиротворение, понял, чем и где он хочет заниматься. Ему нравится жить среди этих странных, смешных и мудрых людей, лечить их от придуманных и настоящих болезней. Он не стал таким, как они, но он любит их всей душой. В сюжете можно углядеть даже новозаветные мотивы, если хотите.
Очень удачными получились и второстепенные персонажи, особенно участковый и районный главврач, которых играют Роман Мадянов и Юрий Степанов. Может быть, потому, что актеры сами — выходцы из Богом забытых российских углов (Мадянов родом из города Дедовска Московской области, а Степанов вообще наш земляк – из маленького села под городком Черемхово Иркутской области), их персонажи получились очень цельными. Участковый таким и должен быть в диких местах: закон превыше всего, но пока он не вступает в противоречие с укладом. Да и понятно, в каких-то ситуациях он отец родной, а в некоторых он и пристрелить может, чтобы авторитета не уронить. Сельский врач Степанова тоже очень колоритен: этакий ворон здешних мест, философ и фаталист, пессимист со стажем, который видел и хорошие времена, да все развалилось.
Диалоги между героями настолько правдоподобны, что кажется, будто ты приехал в свою родную деревню Игнино Куйтунского района. Люди в своем рассказе могут перескакивать с одной темы на другую без видимой для тебя причины, но между этими темами есть прямая и устойчивая ассоциация. Просто эти причинно-следственные цепи уже столько раз были проговорены про себя, что вслух высказывает только их конечный результат. "Корова у меня дура. И жена дура. Женился на другой – еще хуже оказалась".
Словом, как и подобает хорошему произведению, в "Диком поле" каждый сможет найти какие-то свои личные мотивы. Знатоки начнут анализировать образы, сюжетные повороты, высматривать символы, оперировать понятиями "мифический реализм", "архетипы" и т. д. Простой же зритель получит свою порцию мыслей, полученных через эмоции от фильма. Так что, если вы хотите отдохнуть от голливудских блокбастеров, как бы ни были они хороши, рекомендую вам "Дикое поле" в качестве лекарства.
Пресс-конференция и встреча со зрителями Михаила Калатозишвили и Олега Долина
P.S. Редакция MORS'а смотрела "Дикое поле" на торжественной премьере в кинотеатре "Синема Парк". Общая российская премьера фильма в России состоится 22 января.
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 10108 | комментариев:3
wenween: 21.01.2009 22:32
интересно будет посмотреть.
недавно вышел "Мофий" Балабанова, тоже про молодого врача в захолустье, но там совсем другое настроение, если сравнивать с информацией в этой статье. заинтриговало, посмотрю обязательно.
Тов. Cухов: 22.01.2009 10:51
Этот фильм хоть местами и жёсткий, но в целом светлый, легкий. Выходишь из зала после просмотра - жить хочется!
Обсуждение на форуме сибнет
Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.