Авторизируйтесь,
чтобы продолжить
Некоторые функции доступны только зарегистрированным пользователям
Неправильный логин или пароль

Товарищи чуваки и чувихи

22.12.2008 16:17 Рецензии

В прокат выходит фильм-праздник "Стиляги", перед очарованием которого уже не смогли устоять даже самые скептически настроенные критики. В общем, чуваки и чувихи, хиляем по броду в киношку!

Чуваки, хиляем по броду в киношку! Нет, не так. В это тяжелое для страны и народа время, товарищи, и сейчас находятся чуждые элементы, которые…Нет, тоже не так. В нашей стране с непростым прошлым и непонятным будущим выражение настоящей внутренней свободы и борьба за то, чтобы называться человеком, идет либо через алкоголизм, либо через юродство и жизнь в придуманном мире. Причем зачастую первое идет рука об руку со вторым, о чем поют герои нового мюзикла "Стиляги".

 

Действие фильма происходит в 1955 году, с одной стороны, бесконечно далеком для нас, но с другой стороны, до сих пор живы люди, которые то время помнят очень хорошо. А время это было для СССР весьма и весьма значимым. Уже два года как умер Сталин, но еще два года оставалось до судьбоносной речи Хрущева о культе личности, и наверху шла ожесточенная борьба за власть. Уже десять лет как кончилась Вторая мировая, но уже два года как кончилась война в Корее, и мир стремительно катился к ядерной пропасти Карибского кризиса. Напряжение между СССР и бывшими союзниками нарастало.

 

Сегодня парень слушал джаз – а завтра Родину продаст. Однако параллельно шла и другая война – культурная. Народ-победитель, побывав в Европе, увидев, что загнивающий империализм как-то весьма привлекательно загнивает, понял, что тоже хочет красиво выглядеть, носить яркую одежду, слушать веселую музыку и не строить социализм круглосуточно. А если есть спрос, то будет и предложение. Появились подпольные цеха, шившие канареечные пиджаки, узкие брюки и не менее узкие галстуки-селедки. Каждый стиляга знал наизусть "Summertime" Джорджа Гершвина и "Chattanooga choo choo" из фильма "Серенада Солнечной долины", умел танцевать "тройным гамбургским" и имел своих людей в коктейль-барах.

 

Естественно, такой образ жизни был чужд моральному облику советского человека. Стиляг ловили, распарывали узкие брюки, резали галстуки, а самых "запущенных" стиляг выгоняли из комсомола и отчисляли из вузов, а это в 90 процентах случаев из 100 означало, что быть тебе или пролетарием на заводе, или лабухом в кабаке, если повезет.

Вот такое непростое время и легло в основу новогоднего мюзикла "Стиляги", который представил на суд зрителей режиссер Валерий Тодоровский.

 

Сегодня парень курит "Кент", а завтра – вражеский агент. Честно скажу, на этот фильм я возлагал очень большие надежды, ведь Тодоровский очень интересный, оригинальный и тонкий режиссер, чего стоят только "Страна глухих" или, скажем, "Мой сводный брат Франкинштейн". И надежды эти оправдались в полной мере. Фильм ни в коем случае не претендует на какие-то исторические реалии, но дух тех мятежных лет отражает на все сто процентов. Борьба с одинаковостью, уравниловкой, желание какой-то более яркой и интересной жизни, проявляющаяся в вещах, зачастую абсурдных и противоречащих здравому смыслу. Потому что запреты, против которых шла борьба, также были абсурдны и противоречили здравому смыслу.

 

Но Тодоровский ни в коем случае не упрощает и не делает схематичным противостояние – "белые-красные", "черные-белые". Взаимоотношения сторон сложные, противоречивые и потому очень человечные и понятные для современных людей. Но при всем этом, нет ни тени морализаторства, все подано умно, толково и по-доброму, с юмором, хоть подчас и очень циничным. Очень красноречиво показано то, что столкновение идеологий никогда не ведет к победе той или иной из них, они самоуничтожаются, показывая себя не с самых лучших сторон. И что внутренняя свобода и несвобода – это исключительно личное качество, которое не зависит от того, какую сторону ты принял.

 

От саксофона до ножа – осталось сделать только шаг. Именно такого героя сыграл молодой, но весьма перспективный актер Антон Шагин. Его герой Мэлс – сначала упертый комсомольский вожак и чемпион факультета по бегу – так же рьяно превращается в апологета стиляг, фактически став их "комиссаром". Именно поэтому он так до конца и не смог принять простую истину от своего друга Фрэда: "Чем свободнее человек, тем он проще одевается". Внутренняя свобода – это не прикид, не музыка и даже не сопротивление властям. Это способность принимать жизнь такой, какая она есть, во всех ее изменениях, не изменяясь и не ломая при этом себя, оставаясь при этом человеком. Отыгран его персонаж очень хорошо и цельно, так что с актером на главную роль Тодоровский явно не промахнулся.

 

Хорошо смотрится и Максим Матвеев, сыгравший представителя тогдашней "золотой молодежи", сына высокопоставленного чиновника, студента МИМО, который ради карьеры и возможности жить в США променял образ стиляги на жизнь обычного советского человека (в то время в столь желанной для всех вузовской аббревиатуре не было буквы "Г", но вуз и тогда был "золотой мечтой" любого абитуриента страны). Впрочем, как вы понимаете, жизнь простого советского дипломата в США существенно отличается от жизни простого советского человека в СССР. Весьма впечатляет Игорь Войнаровский, сыгравший Боба, сына доктора-еврея, человека, который постоянно находится под "статьей".

 

Оксана Акиньшина сыграла "как обычно", но, в общем, тоже неплохо, показав, как быстро быт превращает стильную чувиху в обыкновенную тетку, замотанную жизнью, работой и воспитанием ребенка.

 

Настоящих аплодисментов стоя заслуживает "старая гвардия". Сергей Гармаш, отец Мэлса – это фактически и есть воплощение русского народа: честная прямота, сила, великодушие, всепрощение и всеприятие. Его исполнение "Человека и кошки" Федора Чистякова в начале фильма сразу же задало такую высокую планку, которую фильм держал до самого конца. Олег Янковский просто блестяще сыграл отца, который по-человечески понимает своего сына, любит его, не мешает жить чтением морали, потому как сам в юности зажигал не хуже. Но он знает, как в этой стране жить, чтобы было "как лучше", он прагматик и циник, с прагматичным и циничным юмором и подходом к жизни. Леонид Ярмольник и Алексей Горбунов также украсили своими эпизодами фильм, как большую корону украшают пусть и не самые большие, но очень ценные бриллианты "чистой воды".

 

Из комсомола гнать метлой всех, кто слушает Pink Floyd. Фильм плотным потоком упакован феерическими танцевальными и музыкальными номерами: начиная с уже упомянутого "Человека и кошки" и заканчивая бутусовской "Скованные одной цепью", в сценографии которой – явные мотивы "Стены" Алана Паркера. Что характерно, актеры в этом фильме поют и танцуют сами. Как сказал на пресс-конференции после фильма Антон Шагин, почти год ушел только на обучение, постановку и репетиции музыкальных номеров. Знакомые мелодии со слегка измененными словами греют душу как поклонникам русского рока (там и группа "Браво", и "Наутилус" и "Кино", и даже Майк Науменко), так и любителям современной поп-культуры: песня "Американская жена" в исполнении группы "ВИА ГРА" очень органично влилась в повествование.

 

Итак, как вы поняли по восторженному тону обычно сурового критика, фильм впечатлил, причем, судя по реакции зала на премьере, впечатлил всех. Каждый нашел в нем свое. Кто-то веселые песни, кто-то добрый юмор, кто-то яркие и теплые краски в холодную зиму, а кто-то задался вопросом: а все-таки, как в нашей стране быть по-настоящему свободным человеком?

 

 

 

Все видео-материалы фильма "Стиляги"

 

P.S. Редакция MORS'а смотрела фильм "Стиляги" в кинотеатре "Синема Парк" в Новосибирске.

Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter

просмотров: 27518 | комментариев:32

Комментарии
 

Тов. Cухов: 22.12.2008 18:02

Замечательная статья.
Только "Американская жена" - это творчество группы "Колибри". Виагра, может и спела для фильма, но эт не её творчество ngwink.gif

 

Рыжая Ann: 22.12.2008 18:16

существенное замечание: исполнитель песни для фильма "Стиляги" - ВИА ГРА, автор музыки и первоначального текста - Наталья Пивоварова ("Колибри")

 

amb: 23.12.2008 09:11

1955 год - причем здесь Пинк Флойд?

 

Zlodey: 23.12.2008 09:22

Ну стишок в стиль - это раз. Как и написано в рецензии, есть вольная или невольная аллюзия на "Стену" в одной из сцен.

 

Рыжая Ann: 23.12.2008 09:53

Желтый

 

дбббб: 23.12.2008 15:13

посмотрим...............

 

Harder: 23.12.2008 16:11

Если посмотреть в словарь Даля, то окажется, что чувак это кастрированный кабан, и если хотите, то будте чуваками.

 

Мутант: 23.12.2008 16:45

Harder'у
сомнительная версия перевода слова "чувак" как кастрированный баран или кабан позволяла «разводить» хиппи представителям «приблатнённой» социальной среды. (Возможно, кастрированного кабана или барана выудили из кавказского лексикона специально для «развода» хиппи на Пушкинской у кафе «Лира», потому что они по другому не обращались ни к кому, а с этой присказкой было удобно их разводить.)

 

entoneya1992: 23.12.2008 19:47

мдя... надо посмареть...

 

Expluatator: 23.12.2008 22:44

Илья, а это тебе бабушка с дедушкой рассказали что "дух тех мятежных лет отражает на все сто процентов"? 1955 год все таки показывается, сейчас мало людей кто адекватно помнит тот год, в смысле были хотя бы ровесниками героев фильма

 

Обсуждение на форуме сибнет

Авторизуйтесь чтобы добавить свой комментарий.

Конкурсы
КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»КОНКУРС: Артефакты от «Вурдалаков»
22 февраля в прокат вышел мистический фильм «Вурдалаки». В главных ролях Михаил Пореченков и Константин Крюков.
Выиграй билеты на «революцию»!ИТОГИВыиграй билеты на «революцию»!ИТОГИ
Разыграны билеты на трагикомедию «Девушка по имени Шамиль»